О том, насколько грамотные потребители живут в Нижегородской области, мы поговорили с Евгением Петровым, руководителем Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. Кстати, в 2015 году этой нужной службе исполняется 10 лет.
Масло с сюрпризом
- Евгений Юрьевич, часто нижегородцы пытаются отстоять права на качественные товары, услуги?
- Число жалоб, связанных с защитой прав потребителей, постоянно растёт. В прошлом году мы получили 9719 обращений. Это почти на треть больше, чем годом ранее. И письменные заявления направляют, и звонят, и лично приходят. Это и плохо, и хорошо. Плохо, потому что нарушений много, но хорошо, что люди, наконец, начинают понимать, что у них есть права и их можно защищать. В Роспотребнадзор обращаются со всем подряд, особо не разбираясь, за что отвечает наша служба, а с чем надо идти в прокуратуру, Госжилинспекцию, в суд и так далее.
Сотрудники у меня жалуются - жалоб по горло. Я говорю: давайте работать на опережение. Например, мы стали собирать представителей мобильных операторов, предупреждать их: или вы прекращаете хулиганить, или мы будем комплексно проверять вашу работу. Точно так же работаем с компаниями, занимающимися продажей мебели, установкой окон. С ними часто бывает, что договор о поставке они заключат, а потом полгода его не выполняют.
- На что ещё жалуются сегодня?
- На нарушение прав в сфере торговле, в основном при покупке непродовольственных товаров. Например, сейчас стала популярной покупка товаров в интернет-магазинах. Так число жалоб на них тут же почти удвоилось! Товары приходят не в срок, с недостатками, без информации об изготовителях и продавцах. Это касается и покупки товаров по образцам - как раз мебели, оконных и дверных блоков.
- А к продуктам питания, значит, претензий нет?
- Есть, конечно, но мы же сами, без просьб граждан, постоянно контролируем безопасность продовольственного сырья и продуктов питания.
Анализы показывают, что качество пищевой продукции в Нижегородской области улучшается. Хотя есть проблемные места. Например, молочная продукция. Проверяем то, что на этикетке называется «творог» - и не находим в нём ни грамма молочного жира! Что же туда намешали? В сливочном масле, наоборот, есть молочный жир, а ещё немерено растительного, даже пальмовое масло есть.
Недавно вот проверяли сливочное масло одного из местных производителей. Анализ показал, что требования к качеству нарушены. Начинаем штрафовать - к нам обращается директор завода, говорит: «Это не наше масло!» Выяснилось, что какой-то умелец из Нижнего покупает где-то масло сомнительного качества, режет, а потом заворачивает в похожие на фирменные этикетки и продаёт.
Пилюли в прошлом
- Говорят, многие нижегородки пострадали от косметических салонов, бесплатно демонстрирующих якобы чудодейственные средства…
- С этим связан огромный пласт обращений. Косметику из Израиля презентуют, предлагают во время бесплатных процедур. Людей убеждают, они покупают за большие деньги. Эффекта нет - они жалуются.
В прошлом году таких обращений было больше сотни, они касались работы семи разных фирм в Нижнем Новгороде и Дзержинске. Наши проверки выявили там массу нарушений: оказание бесплатных и платных медицинских услуг без лицензии, несоблюдение технического регламента «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», нарушения санитарного законодательства, правил продажи товаров…
Но эти, с позволения сказать, предприниматели очень хитрые. Мы начинаем процедуры по закрытию салона, а они быстренько регистрируют новые фирмы. По федеральному закону о защите прав юридических лиц мы новичков три года проверять не можем, если только не получим заявление от потребителя. Но такие заявления, кстати, продолжают поступать.
Два года назад такой же проблемой была продажа сомнительных биологически активных добавок. Помню, приходил к нам 84-летний дедушка, говорил, что купил добавок на 500 тыс. руб., а они ему не помогают. Спрашивал, что делать...
Сейчас такой товар для ведомства уже неактуален, зато появилась проблема - косметика непонятного происхождения. Людей хотят обмануть, нажиться на их доверии.
- Жалуются ли сегодня на качество коммунальных услуг?
- Да, это традиционно. Обращений по поводу ОДН сейчас стало немного меньше, но это потому, что полномочия их рассматривать передали от нас в Госжилинспекцию.
Жалуются, например, на низкую температуру горячей воды в кране. На днях был один заявитель. В новом доме по строительным нормам и правилам инфраструктуру спроектировали под воду в 50 градусов, а по СанПиНу температура воды должна быть не ниже 60 градусов. Мы тут помочь не сможем - надо идти в суд.
Ещё в лидерах по претензиям потребителей - качество связи, финансовые услуги, навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО. Человек приходит страховать машину, а ему говорят: сначала застрахуй свою жизнь. Не хочешь? Тогда не получишь и полиса ОСАГО. Мы говорили со страховщиками - по их словам, им так велят поступать головные московские офисы. С этим сейчас разбирается прокуратура.
- Грамотны ли наши потребители, разбираются ли в своих правах?
- Нередко они сами виноваты в своих проблемах. Наши сотрудники мне рассказывали недавно: обращаются в областное управление муж с женой. Говорят - очень хотели посудомоечную машину. Через десять метров от магазина, где такие машины продаются, - микрокредитная организация. Они взяли там кредит, купили машину и не учли, что у них дома её установить невозможно! Значит, надо возвращать - и покупку, и кредит на неё? Что делать? Думать! Всегда крепко поразмышляйте, прежде чем во что-то ввязаться. Или готовьтесь настойчиво защищать свои права!
Смотрите также:
- Бесплатная процедура в салоне красоты обернулась для нижегородки кредитом →
- Что делать и кто виноват? →
- Право жить в чистоте →