Что же такое высыпается на улицы города в огромных количествах? Известно, что вода застывает в лёд при нулевой температуре. Но стоит растворить в воде даже обычную поваренную соль - и температура замерзания снижается. А под конкретный климат можно подобрать такую формулу, чтобы снег на дорогах вообще не успевал застывать.
Кому вред?
Простейший и самый дешёвый метод - известная всем песко-соляная смесь, совмещение чистого речного песка с технической солью в пропорции 5:1. Пожалуй, цена сейчас и остаётся единственным преимуществом этого примитивного реагента. А вот недостатков хоть отбавляй: вездесущая грязь, забитая песком ливневая канализация и так далее…
Как рассказал «АиФ-НН» Андрей Жижин, директор департамента по дорожному хозяйству Нижнего, песко-соляную смесь в городе сегодня используют для обработки не самых важных дорог (2-3-й категории), а также тротуаров, посадочных площадок общественного транспорта. Основные автомагистрали, мосты и т.д. с 2014 года обрабатывают противогололёдным реагентом категории «А»: в нём кроме хлорида натрия ещё и «убойный» хлористый кальций. Реагент эффективен при самых низких температурах (вплоть до -25°С) и обеспечивает чистоту проезжей части. Режим расхода регулирует погода.
Дорожные службы и чиновники по всей стране в один голос утверждают: соль для людей и окружающей среды неопасна. Да, хлорид натрия (поваренную соль) мы держим на кухнях и употребляем в пищу. Но мало кому придёт в голову есть её ложками и постоянно сыпать на кожу.
В своё время именно горожане заметили: с началом сезона использования реагентов на обуви стали появляться белые разводы...
- Из обувной кожи раствор соли вымывает натуральные жиры, которые обеспечивают эластичность, - объясняет Николай Шалев, мастер по ремонту обуви. - Кожа становится жёстче, трескается и теряет форму. Поэтому в городе обувь нужно чистить каждый раз по возвращении домой. Во время сушки набивать обувь газетами или использовать специальные колодки, чтобы она не деформировалась. Водоотталкивающие пропитки и воски зимой следует использовать в 2-3 раза чаще - именно с талой водой в обувь и проникает соль.
Бьют тревогу и автомобилисты: песок и соль попадают в механические узлы, вызывают быстрый износ и коррозию металла.
- Шинам от реагентов почти ничего и не бывает, а корпус и механизмы авто страдают - согласен нижегородец Сергей Липатов, водитель. - Металл ржавеет, а без правильного ухода и вовсе гниёт. У меня, например, авто отечественной сборки, ещё тех времён, когда в состав красок и полиролей не включали всевозможные защитные средства, так что от соли кусками сходит краска с кузова авто. Мне кажется, проще всех водителей обязать ставить шипованные шины, а не разрешать бестолковые европейские «липучки» и потом под них спешно растапливать лёд на дорогах химией.
Вреден содержащийся в реагентах хлор и для всего живого. Попадая на газоны, реагент вместе с талым снегом уходит в почву, где вызывает сильное засаливание - и, как следствие, гибель микроорганизмов и полезных веществ. Достаточно вспомнить вырубку в 2013 году елей возле кинотеатра «Октябрь», на главной пешеходной улице. Тогда официальным виновником гибели деревьев назвали жука короеда-типографа. Но местные экологи уверены: ели погибали задолго до прихода вредителя, под них активно сваливали пропитанный реагентами снег. А такая отравленная почва требует полной замены, прежде чем на это же место можно будет высадить новые деревья.
Снег с химией
Куда девается растопленный солями снег? Естественно, в канализацию. Но никаких специальных очистных фильтров в городской ливнёвке не стоит, и солёная вода нередко оказывается в реках - источниках питьевой воды для города. Собранный в привычные горы на краях дороги снег тоже далеко не всегда вывозят по правилам. Жители заречной части, например, видели, как убранный снег порой сбрасывали прямо на лёд Мещерского озера. А ведь озеро и так давно уже не может похвастать чистотой…
В Нижнем Новгороде ситуацию усугубляет нехватка станций снеготаяния. Сейчас город обслуживает всего одна такая станция - в Советском районе, и та, по признанию городских властей, неважно справляется с нагрузкой. Не первый год говорят о строительстве второй, в Нижегородском районе. На снегоплавильных станциях снег не просто складируют, но и очищают от механического и прочего мусора, который потом отправляют на утилизацию. По данным городского департамента дорожного хозяйства, производительность единственной городской станции - 300-400 тыс. кубометров снега в сезон. А одному лишь Нижегородскому району за зиму требуется переработка 1 млн кубометров. А пока вывозить эти объёмы некуда, они могут таять где угодно…
- Реагенты - вредные химические вещества, они разъедают лапы животных, вызывая мокнущие экземы и химические ожоги. Очень частое явление - потрескавшиеся подушечки. К тому же соль разъедает глубоко дерму кожи, и её очень тяжело вымыть! Мы рекомендуем наносить щадящие мази перед прогулкой и тщательно мыть лапы по приходу домой. Но без мыла - только водой! Мыло - щёлочь, и химическая реакция при взаимодействии может быть губительной для кожи. Потом обсушите лапы вашего питомца, и если под рукой ничего нет, обработайте детским кремом. Его же можно нанести и перед прогулкой.
- Для людей прямой угрозы эти вещества не представляют, но огромный минус в том, что у нас нет специальных территорий, где обработанный реагентами снег проходил бы очистку. Станции снеготаяния в больших количествах действительно способны снизить вред соляных смесей.
Очень страдают от реагентов животные, у них ведь нет обуви, на подушечках лап зачастую голая кожа. А ведь в старину существовала даже такая пытка, когда на раны сыпали соль. Представляете, что происходит с ранеными лапами животных на снегу?
Самый экологически приемлемый вариант борьбы со льдом - привычная механическая очистка асфальта. Основной массив снега с дорог счищают, а появляющийся лёд посыпается чем-то, что обеспечивает хорошее сцепление подошв и шин с поверхностью. Это может быть песок, но без соли.
В Скандинавии для этих целей используют гранитную крошку. Но такой подход требует постоянной работы коммунальщиков - крошку на дорогах нужно постоянно обновлять. Кстати, если мы в городе когда-нибудь, наконец, построим достаточно станций снеготаяния, то гранитная крошка и песок могут на них «просеиваться» и снова идти в работу. Такой метод экологически безопасен, потому что крошка химически инертна, не растворяется и не убивает живые организмы.
Смотрите также:
- О чистой воде начистоту: расхожие представления и реальность →
- Долой сугробы: какие реагенты используют в регионах России →
- Тихая, но опасная охота: грибники теряются и травятся →