Валентина Николаевна - не только мама знаменитого учёного, но и самоценная личность: математик, университетский преподаватель. Студенты называют её мамой факультета и даже создали в соцсети группу, посвящённую любимому учителю - «Педагог с большой буквы».
Валентина Николаевна помогает молодому поколению понять науку и выбрать свой жизненный путь, так же, как когда-то помогла найти себя сыну. Не зря говорят: воспитать личность может только другая личность.
Судьба - математика
- Валентина Николаевна, как вы сами пришли в науку? Высшая математика и кибернетика - не самая характерная для девушки специальность.
- В математику меня привела судьба. Я из семьи военнослужащего, родилась на Дальнем Востоке, а в школу пошла в Баку. И именно из Азербайджана поехала в Горький поступать на факультет вычислительной математики и кибернетики. Он как раз тогда только открылся. Мы были очень любознательными школьниками, хотели быть первыми во всём, поэтому я и выбрала сверхмодную специальность.
Знала ли я, что этот выбор определит всю мою жизнь? Тогда не мыслили подобными категориями - просто жили, как хотели и как получалось. А ещё мне нравился сам город Горький. Как-то я выиграла школьную олимпиаду по математике, и наградой была путёвка - путешествие по Волге: стоит ли говорить, что Горький мне понравился больше других городов? Я поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики, и вся моя жизнь связана с университетом.
Лечил игрушки
- Ваш сын - успешный учёный с мировым именем. Наверное, вы точно знаете секрет, как воспитать гения?
- Говорят, гением надо родиться. Может быть, это и так, но вот хороший, порядочный человек точно воспитывается в семье. Мы пытались привить сыну навык постоянного анализирования, обдумывания. Думать, работать, заниматься. Видимо, научили.
В детстве Валера мечтал стать врачом - лечил игрушки, причём не просто уколы делал, а даже рентген и операционную оборудовал. Следом началась «ветеринарная карьера»: Валера считал своим долгом вылечить от всех возможных и невозможных болезней наших птиц - щегла и кенаря.
А вот эпоха химии пришла, когда сын учился в 7-м классе. Первая учительница химии у Валеры была очень увлечена работой. Она разрешала ребятам «химичить» и сама демонстрировала им разные химические реакции. Это увлекло сына - как выяснилось, на всю жизнь.
Когда Валерий стал студентом химфака, я сама преподавала в их группе математику. Учила их не только решать уравнения, а понимать, где результаты этих уравнений можно использовать в жизни. Многие считают, что это качество - умение анализировать не только процессы, но и результаты, - очень помогло учёному Фокину.
Химия требует практических опытов. Для сына в своё время мы доставали реактивы, покупали колбы в аптеке... Конечно, было страшно - приходя домой, я проверяла, цела ли квартира, на месте ли окна, двери. Но первые шаги химика Фокина, слава Богу, обошлись без потерь.
Хотя однажды под Новый год сын заставил нас поволноваться - втихаря смастерил фейерверк и запустил его! Представьте: за окном темнота, Советский Союз, все встречают праздник у телевизора, и вдруг - яркие огни салюта! Это было здорово и… опасно. Мы сделали сыну строгое внушение - предупреждать о подобных сюрпризах.
Учёные дружат
- Валерий давно живёт и работает в США. Как вы восприняли его решение уехать за рубеж?
- Валерий - мой единственный сын. Конечно, его переезд в Америку был для меня тяжёлым, но необходимым решением. Это же его судьба - как я могу в неё вмешиваться? Валерий подавал большие надежды, на 5-м курсе его, получившего степень бакалавра в США, уже приглашали на работу несколько американских химических институтов.
Хорошо, что сейчас есть скайп, телефон, сын имеет возможность прилететь ко мне в любое время, но я его не беспокою, оставляю эту возможность на крайний случай. Для меня большая радость, что Валерий сейчас вернулся в родной нижегородский вуз - в качестве приглашённого учёного с мировым именем. Он курирует химическую лабораторию. Это моя материнская радость и моя профессиональная гордость. Хорошо, что в научном мире между Россией и США нет противостояния - учёные по-прежнему дружат, общаются, делятся опытом.
- Изменила ли Валерия мировая известность в научном мире, работа в другой стране?
- Я верю, что люди не меняются. Может измениться образ их жизни, количество денег, географическое положение, но основа, душа, характер остаются. Помню случай, когда мы купили сыну самые первые джинсы - они стоили 100 руб., в то время как инженер получал 120. Джинсы найти было непросто - сын всегда был высоким. Пришли домой, смотрю, а он грустный ходит. Спрашиваю: «Почему грустишь?» А Валера отвечает: «Мне стыдно, что вы потратили на меня столько денег, ведь джинсы такие дорогие». Это рассказ не о бережливости сына, а о его бережном отношении ко мне. Сейчас он может позволить себе любые вещи самых престижных марок, но это бережное отношение ко мне осталось.
А ещё сын - прекрасный повар. Недавно на День благодарения сам готовил индейку на 12 килограммов. Жену не подпускает! Когда у бабушки был юбилей, он не только прилетел, но и сам приготовил все угощения на стол. И своих детей приучил к этому - теперь они все вместе надевают фартуки и готовят изысканные блюда. Без использования химии, заметьте!
Смотрите также:
- «Мы обычные люди и всегда рады знакомству и дружбе» →
- Акция «Открытое сердце» продолжается →
- Как я работала дворником →