«ВДВ – это семья». Десантник Андрей Радаев о предательстве и героизме

Через что приходится пройти парням, оказавшимся в воздушном десанте? Об этом мы говорили с нижегородцем Андреем Радаевым, участником первой чеченской кампании, членом правления нижегородского регионального отделения Союза десантников.

   
   

На Кавказ по доброй воле

- Андрей Михайлович, говорят, десантники в 1990-е рвались на Северный Кавказ, где тогда шли военные действия.

- Мудрость приходит с годами. А такие понятия, как патриотизм и долг перед Отчизной, осознаёшь после разрывов снарядов и потери боевых товарищей. Мы же, 19-летние мальчишки, в голове у которых ещё гуляло детство, стремились на войну ещё не понимая, что это такое.

Я ушёл в армию осенью 1994-го. С областного сборного пункта нас увезли в Новороссийск, где дислоцировалась 7-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. После «учебки» вместе с товарищем написать заявление на командировку в горячую точку. Написали и забыли... А через два месяца комроты попросил нас получить деньги в кассе и подготовиться к командировке.

- Так ваше «детство» неожиданно закончилось…

- Мы участвовали в самых крупных боях в Дагестане.В январе 1996-го, когда боевики во главе с Салманом Радуевым с двумя автобусами заложников стояли возле села Первомайского. Через Терек боевики пытались прорваться в Чечню. Мы должны были их задержать на границе села. На 8-е сутки осады террористы пошли на прорыв. По сути, мы воевали с настоящими, не киношными зомби! Представьте, надвигается боевик с пулемётом в руках и ему отрывает руку, он падает, но пытается подняться и продолжить наступление!

   
   

Много мы тогда нечисти положи. В этом бою получил тяжёлое ранение мой друг Саша. Спустя полтора месяца он скончался в госпитале. До конца жизни буду винить себя за то, что уговорил его подписаться под командировкой на Кавказ…

- Чем для вас закончился этот ад?

- Во время последних боев под Первомайским обморозил почки. В окопах по ночам не согревал даже ватник. Попал в госпиталь, из госпиталя - домой.

Второй прыжок Андрея Радаева (на снимке права). 1995 год. Фото: Из личного архива

Патриотизм откуда?

- Порой нашим солдатам в Чечне приходилось переживать последствия неорганизованности. Как после этого можно оставаться патриотом?

- Нас учили выживать в любых условиях. Мы принимали присягу. У нас был приказ, который мы обязаны были выполнить. Наши командиры обучали нас выполнять эти приказы и оставаться живыми. Никто, кроме нас!

- И что всё-таки романтичного в десанте? Какая тут романтика, когда тебя толкают с борта с высоты 800 м? А если парашют не раскроется?

- Романтический настрой есть у призывников, не знавших тягот военной жизни. Кто-то в последний момент так и не решается на первый прыжок, таких солдат направляют в другие подразделения. Страха быть не должно! Каждый парашют оборудован автоматом - тот срабатывает, если вовремя не выдернуть кольцо. Трагедии были, но по вине самих солдат. У каждого десантника два парашюта - основной и запасной. Того, кто спускается на запасном, поощряли отпуском домой. Один солдат в надежде отдохнуть на Родине закантровал рюкзак основного парашюта не специально предназначенной кантровкой, а крепкой шёлковой нитью. В общем, основной парашют у него не раскрылся, а запасным он воспользоваться не успел…

- Чем, кроме физподготовки и патриотизма, отличается воздушный десант?

- ВДВ - большая семья. Десантники всегда приходят друг другу на выручку.

- Правда, горожане не очень любят 2 августа, когда парни в тельняшках, не очень трезвые, плещутся в фонтанах.

- Это постепенно уходит в прошлое. На мероприятиях, которые проводит «Союз десантников», вы не увидите пьяных ребят, пристающих к прохожим.

После каждого Дня ВДВ мы запрашивает сводку происшествий. Так вот, наших ребят в сводках уже нет. Правопорядок нарушают, как правило, ряженые – те, кто не служил в ВДВ, но надевают берет десантника.

Войны не будет!

- Что же заставляет героя-десантника идти на самоубийство? Вы понимаете, что речь о военкоме области Сергее Мишанине, который, по данным следствия, застрелился в рабочем кабинете. На счету гвардии генерал-майора, кавалера ордена Мужества - 600 прыжков с парашютом…

- Это действительно очень достойный человек. Светлая ему память. Сергей Валентинович всю жизнь, от лейтенанта до генерала, служил в соединениях ВДВ. Не знаю, что его могло сподвигнуть на это, но считаю, что он поступил как настоящий офицер, защищая свою честь.

- Нет ли ощущения, что вскоре вам придется вспомнить то, чему учили в армии? Иными словами, есть ли у вас предчувствия войны?

- Считаю, что рано или поздно мировая общественность отвернётся от США, которые развязывает войны. Это Штаты должны быть в мировой изоляции, а не Россия, которая пользуется дипломатическими методами в разрешении конфликтов. Без капли крови мы решили вопрос с возращением Крыма…

Смотрите также: