Результаты ЕГЭ по русскому языку в этом году эксперты называют катастрофическими. Рособрнадзор экстренно понизил проходной балл за экзамен - с 36 до 24. В Нижегородской области снизилась общая успеваемость, «стобалльников» стало меньше втрое. Что же происходит с нашими детьми – «АиФ-НН» пытался узнать у писательницы, педагога Марины Кулаковой.
Школьная дрессировка
- Марина Олеговна, уровень знаний, который показали школьники на экзаменах в этом году, неприятно удивил многих. Неужели всему виной внедрение системы тестирования?
- Всё, что происходило в последние десять лет, - ориентация на тест, на ЕГЭ, - это катастрофа и разрушение для нормального восприятия и освоения русского языка. Уверена: его придумали далёкие от языка люди. Это лишь часть разрушительных тенденций, которые происходят в России с начала 1990-х. В стране очевидный кризис общественного самосознания.
Ещё в 2007 году, когда только началось активное внедрение ЕГЭ, я написала обращение к властям, собрала много подписей из разных городов страны. Было понятно: ЕГЭ - чудовищный удар по естественной для нас системе воспитания и обучения русскому языку и литературе. Навязывается тестовый, препарирующий, хирургический подход. Мозг ребёнка не может воспринимать тест, где большая часть ответов неправильна. Изучение материала превращается в кашу в их головах, разрушая целостную творческую основу, которую мы должны закладывать в школе. Слово - живое существо, которое нельзя препарировать, как это делают в ЕГЭ. Дети сами признаются, что в школе их «дрессируют» - натаскивают на тест, учителя не требуют прочтения книг, боятся, что не останется времени на тренировку.
- Ваш первый педагогический опыт связан с сельской школой в Шарангском районе. Согласитесь, различие между тогдашними учениками сельской школы и современными школярами колоссальное. Новое поколение не читает книг, не интересуется родной культурой?
- Не думаю, что есть кардинальная разница между детьми. Как раньше, существуют ребята, которые, выходя из школы, читают по слогам. И в сельской школе были талантливые дети, которые много читали и развивались.
У современных школьников много возможностей - можно развиваться даже с помощью компьютерных игр, не через стрелялки, а через стратегии. Они способны многому научить. Другое дело, что ребята слишком часто утыкаются на переменке в гаджет.
Дети не перестали читать и не перестали быть талантливыми! Вижу это по работе в областной детской библиотеке. Читает по-прежнему определённая категория детей, чьи родители целенаправленно передают им читательский опыт и культурные ориентиры. Так было всегда.
Слово должно звучать!
- Главный русский вопрос - что делать? Похоже, власти не собираются отменять ЕГЭ…
- Система ЕГЭ, ориентация на тестовый метод обучения недопустима для русской словесности. Единый госэкзамен из преподавания русского языка и литературы нужно убрать! Родной язык нужно преподавать через погружение в него, через погружение в язык.
Язык - вечно растущее существо. Это живая среда, это воздух нашего сознания и живая вода нашей души. Это особенно важно для детей школьного возраста. Языковая среда многослойна и противоречива, в этой чащобе сейчас много «сухостоя» и оскудения, официоза и бюрократии, англо-фени и смс-клюквы. И всё же появилась отчётливая тяга к корням.
Сейчас я не разделяю упаднических настроений - противопоставлю им конструктивное позитивное начало.
- Знаю, что вы разработали собственную систему творческого образования-воспитания. В чём она заключается?
- Преподавать русский и литературу в школе надо принципиально иначе - в основе преподавания должно быть творчество. Недостаточно просто научить читать. Мы говорим не о скорости чтения, а об установке сложнейших связей, мерцании смыслов. Учитель должен быть мастером, которому интересно искать и поддерживать таланты. И такие словесники, которые развивают детей и противостоят разрушительному действию ЕГЭ, есть. Они сами пишут творческие работы, издают детские произведения, чтобы ребята видели итог своих трудов. Среди них - Сергей Зайцев из городецкой школы №1 и Наталья Романова из нижегородской школы № 44. Надеюсь, что в каждой школе есть такой учитель.
Обучение через творчество лежит в основе моего проекта «Живая ЭстЭтика» и фестиваля «Светлояр русской словесности». Нужно создавать в городе центры и площадки живого великорусского языка. Слово должно звучать! На этих площадках творческие слушания надо сочетать с изучением уникальных народных традиций, пословиц и поговорок, проводить там встречи с крупными известными писателями, занятия с творческой молодёжью.
Угроза безопасности
- Родители любят пенять на школу, обвиняя её в изъянах воспитания и образования. А как современным занятым мамам и папам построить отношения с чадами через слово?
- Не жалейте собственного времени! Читайте вашему ребёнку на ночь каждый день ваши любимые народные сказки, любимые книги, стихи, пойте песни своего детства. Родным словом надо поить и вскармливать. Практика показывает, что маленькие дети с удовольствием слушают не столько малышовую примитивную литературу, сколько сложные и интересные произведения. Они слышат слово, чувствуют его. Каждый малыш - в одном шаге до гениальности. Главное, чтобы и родителям нравилось - что и как они говорят ребёнку, что впускают внутрь через слух.
Надеюсь, совсем скоро мы начнём возвращаться к нашим традициям. Есть думающие, глубокие люди, в том числе и среди чиновничества. Они пытаются переломить ситуацию. Надо объединять усилия всех грамотных, слышащих, владеющих словом людей. Многие понимают: ЕГЭ по родному языку угрожает национальной безопасности - тем, что разрушает, подрывает языковое мышление, слух, память, творческую силу нескольких поколений. ЕГЭ - противоестественно.
Но эта жуткая аббревиатура не сможет убить наш сильный родной язык, красивый и очень ласковый. Он справится! У него удивительно глубокие и мощные корни, сам корень «Русь» означает «свет» и объединяет в себе все животворные силы.
Смотрите также:
- Владимир Познер: «Общество боится инфицированных, а они боятся его» →
- На озеро за рифмами. Нижегородские школьники учатся слышать слово →
- Быть счастливым просто. Пять принципов «довольного мышления» →