Сергей Федотов - из именитой нижегородской музыкальной семьи. Казалось, всей своей биографией он «приговорён» к кларнету. После блестяще оконченного экстерном музучилища впереди маячили консерватория и пожизненное место в оркестре…
Но Сергея тянуло не только к кларнету, но и к техническому творчеству. Он… изобрёл уникальную форму кларнетовой трости - по сути, «голосовых связок» инструмента - и приспособления для точной обработки дерева. Теперь к нижегородскому мастеру обращаются и из-за границы. «Кулибиных» у нас было бы больше, но они никак не вырвутся из замкнутого круга заработков на жизнь, считает Федотов…
Своя дорога
Серёжа Федотов родился в семье, где о кларнетах знали всё. Дедушка Прохор Анисимович, педагог, фактически основатель нижегородской кларнетовой школы, был проректором Горьковской консерватории. Бабушка, Нина Николаевна Соколова, - выпускница Московской консерватории, класса Генриха Нейгауза. Она много лет работала завучем горьковской музыкальной школы №8. Серёжин папа, Владимир Прохорович, посвятил жизнь хоровому искусству - работал в хоре оперного театра, преподавал дирижирование в консерватории. Мама была учёным-музыковедом, старший брат Алексей - один из первых стипендиатов известной программы «Новые имена». Кларнетист, дирижёр и педагог, Алексей сейчас живёт и работает в Австрии.
Словом, от кларнета Сергею было не уйти. Он успешно закончил музыкальную школу, потом экстерном, за два года вместо четырёх, - музучилище, стал стипендиатом «Новых имён». Казалось, будущее определено…
Но больше, чем к музыке, Сергея тянуло к техническому творчеству. После уроков музыки он бежал на авиамоделирование. Выполнил по нему нормативы кандидата в мастера спорта. И однажды решил не продолжать семейную традицию, а поступить в политех...
Тростник в руки
В семье кларнетистов тростник - исходный материал для тростей и сами трости всегда были в ассортименте. Их постоянно подтачивали, пробовали, ими менялись… И, конечно, пытались делать их самостоятельно. Но вручную изготовить трость высшего качества нереально - это лотерея, повезёт не повезёт…
Брат Алексей, приехав на каникулы из Австрии, рассказал: европейские кларнетисты делают трости сами при помощи небольшого настольного станочка. Алексей показал эскизы этого устройства. Зоркий глаз молодого технаря подметил несовершенства конструкции...
Сергей спроектировал и собрал свой станок. Детали новоявленный Кулибин изготавливал самостоятельно, в свободное время - Сергей тогда уже работал наладчиком оборудования на крупном предприятии. Путь к любимому делу начался 12 лет назад…
- Я изобрёл установку, с помощью которой дерево обрабатывается с точностью до пяти микрон, - говорит Сергей. - Это сложно - материал мягкий, капризный. Я потратил на это, скажем так, практически всё свободное время. Годами я бил в одну точку, занимался станком без устали по одной причине: это было моим хобби, а от хобби не устают.
Потом мастер-самоучка решил придумать несколько приспособлений для каждого этапа обработки: пилу для заготовок, строгально-шлифовальный станок - для первичной обработки трости, гильотинку для обрезки, заточной станок…
В ответе за каждую ноту
- В трости за каждую ноту отвечает определённая точка. И самодельным устройством я могу проверить толщину трости в любой точке, а их на участке среза 32х13 мм - больше сотни!
Немало времени ушло на разработку уникальной формы трости.
- Как кларнетист я перепробовал тысячи тростей и могу точно сказать, что нас в них не устраивает. А как мастер я сумел недостатки устранить.
У него в десятке тростей звучат не три-четыре - все!
Конечно, производство у Федотова - не серийное, а поштучное, по мастер-модели - стальному шаблону. Но информация у профессионалов распространяется быстро, и за федотовскими тростями уже очередь и из отечественных исполнителей, и из зарубежных музыкантов.
- А поначалу мои трости нравились только мне! - признаёт мастер.
Рывок за мечтой
У него пока нет доходов, которые убедили бы банки кредитовать его Дело. Для серийного производства тростей нужно более мощное оборудование, время и средства. Но мастер не жалуется.
- В нашей стране вполне нормальные условия для изобретательства, - считает Сергей. - Одно «но»: люди, у которых есть идея и голова, часто не имеют сил, чтобы вырваться из круга под названием «ежедневное зарабатывание на жизнь». Они вынуждены заниматься своей мечтой урывками, а время уходит.
Видит он и другую проблему - многим изобретателям на начальном этапе очень нужны деньги, причём «длинные», а ещё лучше - с отсрочкой начального платежа:
- Но кредитов, как правило, реально не дают. С нами, начинающими предпринимателями, даже разговаривать не хотят. Требуют показать доходы… А какие доходы, если я ещё не начал работать? Я же как раз пришёл за кредитом, чтобы с чего-то начать…
Смотрите также:
- Композитор Евгений Дога: «То, что мы слушаем сейчас, — не музыка, а звуковой дизайн» →
- Максим Шостакович: «Мне нужно Богу вернуть долг» →
- Как в 84 года сохранить любовь к профессии? →