Год назад генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке отметил: у его организации нет опасений, что Россия не сможет подготовить инфраструктуру и выполнить гарантии по проведению ЧМ-2018. Всё это, конечно, так. Россия как страна по своим обязательствам ответит.
Другой вопрос: какую цену, в конечном счёте, заплатит наша страна за выполнение этих обязательств и сможем ли мы выполнить их вовремя и в полном объёме?
В ближайшее время сразу в четырёх городах - Ростове-на-Дону, Волгограде, Калининграде и Нижнем Новгороде - пройдёт конкурс на право разработки проектной документации стадионов. Конкурсы находятся на этапе подачи заявок, начальная цена каждого контракта составляет порядка 1 млрд руб.
И за разработку проектов стадионов к ЧМ-2018 года поборются структуры, в том числе с неоднозначной репутацией…
За право разработки проекта борется ФГУП «Спорт-Инижиниринг», ГУП «Моспроект-4», НПО «Мостовик», «Интэкс» и компания «Ингеоком». Наибольшее внимание специалистов среди претендентов привлекает ФГУП «Спорт-Инижиниринг» и «Моспроект-4».
ЛУЧШЕЕ – СВОИМ?
ФГУП «Спорт-Инижиниринг» - структура, подчиняющаяся Министерству спорта, возглавляемому Виталием Мутко, как пишет издание «Аргументы недели». Министр хорошо известен не только болельщикам, но и всем гражданам страны непоколебимой уверенностью в себе, знаменитой речью на как бы английском языке («Лет ми спик фром май харт ин инглиш») и лишением российских болельщиков бесплатных трансляций российской премьер-лиги, вызвавшим искреннее возмущение у президента Путина («что-то там намутили с футболом»).
Министр хорошо известен не только болельщикам, но и всем гражданам страны знаменитой речью на как бы английском языке |
Основная задача ФГУПов при различных министерствах – выступая заказчиком, распределять государственные деньги по частным подрядчикам. Но бывает, что именно ФГУПы прочно «накладывают руку» на бюджеты. Как рассказал нам один бывший сотрудник одного из ФГУПов, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным, на многих подобных проектах львиная доля бюджетных денег уходит именно в карманы чиновникам и подрядчикам, а уже на сам проект, – что останется.
Известно, что делёж государственных средств всегда происходит под прикрытием тендеров, конкурсов и т.д. И можно сразу заподозрить неладное, если в конкурсе есть только один участник. Как сообщает газета «Ведомости», в 2009-2010 гг. «Спорт-инжиниринг» провел 20 открытых конкурсов на строительство спортивных центров, в 18 из них контракты были заключены с единственным участником и по стартовой цене.
Второй косвенный признак коррупционной составляющей - аффилированность руководства ФГУПа и компаний, которые выигрывают конкурсы. Бывает, люди, принимающие решения, даже особо и не стесняются, а просто отдают заказы фирмам, которыми им же и принадлежат. Как пишут те же «Ведомости», руководителю «Спорт-инжиниринга» Александр Васюкову принадлежат компания «АСК Юнитэк-инжиниринг», которая получила от «Спорт-Инжиниринга» 903 млн руб.
Ну и о скандалах. Они, естественно, чаще вспыхивают именно на крупных государственных проектах, куда допущен частный капитал. И тут «Спорт-Инжиниринг» тоже отличился. Как пишет «Коммерсант», оказалось, что при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) «Юность» в Благовещенске, например, 100-тонная металлоконструкция, поставленная «Спорт-Инжинирингом», была оплачена дважды, а по документам она была доставлена из Москвы в Благовещенск, смонтирована и сдана за три (!) дня.
Ещё один пример: после провальной для российской сборной Олимпиады 2010 года в Ванкувере Счётная палата детально изучила процесс распределения денег, выделяемых государством на спорт. Сомнения, в частности, вызвала честность конкурсов, на основе которых коммерческие организации получали доступ к выделенным средствам. Так, в 2009 году спортивное ведомство сочло, что при закупках целесообразно иметь не четырех поставщиков спортивного оборудования, а одного, и предложило в качестве кандидата подведомственное себе ФГУП «Спорт-Инжиниринг»… не имевшее опыта поставок спортивной экипировки! Таким образом, можно предположить, что была создана «прокладка» между основным заказчиком и исполнителем
ПРОЕКТЫ МОСПРОЕКТА
Вторым не менее известным госучастником заявок на разработку стадионов является ГУП МНИИП «Моспроект-4». Основанный в конце 1960-х как институт, в начале 2000-х «Моспроект-4» проходит перерегистрацию и становится унитарным предприятием.
ГУП специализируется на проектировании социальных объектов: учреждений культуры, здравоохранения, спорта, торговли, жилых и коммерческих комплексов. В свое время МНИИП был головным проектным институтом по подготовке Москвы к XXII Олимпийским играм. Однако с тех пор прошло 30 с лишним лет. Из последних же спортивных объектов «Моспроект-4» - скандально известный питерский долгострой – стадион «Зенит-Арена», который имеет все шансы войти в книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой стадион в мире. Этот проект уже неоднократно становился мишенью для злых шуток болельщиков и предметом острой критики высшего руководства страны. В частности, премьер Медведев охарактеризовал его так: «Это не просто долгострой, это выглядит позорно».
Изначально арена проектировалась под требования ФИФА и УЕФА 2006 года, но в 2009 году они изменились, встал вопрос о корректировке. Перепроектированием занялся «Моспроект-4», и его проект вызвал немало нареканий. В частности, конструкция крыши была забракована как ненадёжная. Но больше всего заказчика («Газпром») не устроила смета, превысившая 40 млрд руб. И это при том, что в 2006 году сумма контракта составляла 6,6 млрд руб.! Не меньше вопросов вызывает и срок окончания работ.
В СУХОМ ОСТАТКЕ
Для 4 городов, которым предстоит принять матчи ЧМ-2018, строительство стадионных комплексов к ЧМ-2018 является главным событием ближайших 5 лет. И каждый город рассчитывает, что появление современной спортивной арены даст огромный стимул к возрождению спорта, который пребывает в плачевном состоянии из-за отсутствия инфраструктуры.
Естественно, у участников государственных конкурсов и простых болельщиков цели разные. Болельщики ждут праздника, а компании, призванные обеспечить его, хотят ещё и заработать. Однако при этом коммерческие компании понимают, что если они испортят праздник болельщикам, то это будет для них последний масштабный проект с бюджетными средствами. Ну а когда госзаказ получают «свои» конторы, работающие под государственной крышей, с большой долей вероятности болельщикам можно ждать не столько праздника, сколько череды более или менее громких скандалов, расследований и фантастических смет, освоенных целой цепочкой исполнителей.
Ведь после того, как иные «распилочные» конторы получают заказ, они зачастую нанимают на генеральный субподряд свою компанию, та привлекает на простой субподряд еще несколько компаний, а те, в свою очередь, привлекают к строительству гастарбайтеров и поставщиков дешевых стройматериалов.
В сухом остатке при таком подходе деньги уходят, как вода в песок, и спортсмены могут и вовсе остаться без стадионов, а города и болельщики – без спортивных праздников. Чтобы этого не случилось, ситуацию, как обычно, придётся спасать высшему руководству страны путём аврального наведения порядка и выделения новых и новых средств для затыкания финансовых дыр. Дыры могут возникнуть в результате коррупции и элементарной неэффективности, связанной с тем, что изначально цели у некоторых чиновников-«строителей» вполне коммерческие, деньги - государственные, а ответственности - никакой. Да и то, учитывая дефицит времени, что из этого выйдет – сказать трудно.
Зато сами чиновники традиционно и гарантированно возьмут своё – попилят, поделят, получат прибыль, а с нею - новые квартиры, виллы, лимузины…
Смотрите также:
- У кого есть шанс стать государственным поставщиком? →
- Виталий Мутко выступает за неспортивные конкурсы →
- Казнить нельзя помиловать →