В центре Нижнего стоит дом, где жила муза Островского

   
   

Кружевной дом

Дом № 12а на ул. Академика Блохиной полностью выпадает из общего окружения современных зданий ул. Варварской. Модные высотки загнали его в угол и - такое ощущение - скоро сдавят. Всем своим видом он показывает, что, как неизлечимо больной, просит смерти. Покосившееся крыльцо, пустые глазницы окон. Лишь в некоторых ещё есть жизнь. Но и она угасает…

А ведь у этого здания есть своя история. По словам Ольги Наумовой, нижегородского краеведа, в 1841 году девица дворянского звания Авдотья Чистякова по проекту городского архитектора Кизеветтера построила себе дом на Мистровской улице (в советские времена - Загорского, сейчас - Блохиной) - бревенчатый, одно-этажный, на каменном подвале с антресольным этажом. Дом получился нежно-девичий - накладные резные розетки, гирлянды, окна украшены резным орнаментом. Как кружева.

В 1843 году дом продан 3-й гильдии купцу Фёдору Долганову. Именно в период хозяйствования Фёдора Степановича здание приобрело свою историческую значимость. Дело в том, что в горничных у купца работала удивительная 13-летняя девочка из села Ждановка, которую, по легенде, купчиха Прасковья Аксёновна Долганова повела первый раз на спектакль Нижегородского театра.

Девочка стала известной актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Она дебютировала на нижегородской сцене в роли крестьянки в пьесе «Женевская сирота». Впоследствии стала выдающейся актрисой московского Малого театра и вошла в историю как первая исполнительница роли Катерины в пьесе Островского «Гроза». Как утверждают современники драматурга, она во многом вдохновила мастера на создание этой роли. Кроме того, Никулина-Косицкая оставила после себя уникальные автобиографические «Записки» (опубликованы в журнале «Русская старина» за 1878 год), где описала условия труда и быта русской актрисы первой половины XIX века.

«Разрезали» на коммуналки

Дом Чистяковой расположен в пределах исторической территории «Старый Нижний Новгород». По задумке архитектора, внутренняя планировка дома связана с традиционной структурой мещанского дома с двумя отапливаемыми половинами. В передней половине расположены парадные комнаты - зал и кабинет. В дворовой половине - небольшие комнаты, кухни, санузлы. Просторные сени ведут в кухню.

В 1918 году дом «разрезали»  на коммуналки, под жилые комнаты определили и кухню, и подсобные помещения, и мансарду. Капитально дом практически ни разу не ремонтировался. Самовольно были разобраны печи, отчего, вероятно, дом и дал усадку. Стены деформировались, из-за отсутствия организованного водостока мокнет цоколь, на нём появились серьёзные трещины. И несмотря ни на что, городская усадьба до сегодняшнего дня сохранилась практически целиком (основной дом и корпус служб).

   
   

- Удивительно, но дом дошёл до нас, сохранив свой благородный, с классическими пропорциями облик, вплоть до тесовой обшивки стен, скреплённых коваными гвоздями, - говорит Ольга Наумова. - Такой пример в городе единственный. Казалось, только бы любоваться им, беречь и показывать туристам…

Частное бремя

Кто же решит судьбу старого артистического дома? По словам Дмитрия Мусина, руководителя Управления Росохранкультуры по ПФО, здание на ул. Академика Блохиной, 12а - объект культурного наследия регионального значения (поставлен на госохрану решением Горьковского облисполкома от 18.12.89 за № 471):

- На основании федерального законодательства собственник (пользователь) объекта культурного наследия несёт на себе бремя содержания принадлежащего ему имущества. В Нижегородской области разработана целевая программа, в рамках которой выделяются средства на реставрацию памятников из средств региона.

Распоряжением администрации города от 08.09.2000 № 2702-р расселение и реставрация дома поручены ООО «Волго-Вятская строительная компания» (строительство на ул. Варварской - Володарского). В компании заверили: согласно графику расселения оставшиеся в здании 2 семьи переедут в новое жильё в этом году - во II и III кварталах. Реставрация планируется, но пока не готов проект.

Смотрите также: