Но не стоит забывать, что распродажи в первую очередь выгодны предприимчивым продавцам.
Не верят, но покупают
По итогам соцопроса покупки во время сезонных распродаж делают около трети (32%) всех россиян. Однако в честное снижение цены верят лишь 18% граждан. Подавляющее большинство активных покупателей (70%) убеждены: распродажи - это обман. По мнению респондентов, настоящие распродажи существуют только в Европе и США, в России же покупателей намеренно вводят в заблуждение: «Цены завышены изначально, а в сезон распродаж товары стоят как и должны стоить!»
- При цене, взвинченной как минимум в несколько раз, распродажа тешит лишь сознание покупателя, но отнюдь не его кошелёк, - уверен Юрий Кузьмичев, директор нижегородского «Магазина готового бизнеса».
С покупательским мнением согласен и президент консалтинговой компании «Контакт-эксперт» Григорий Трусов: «В России моду на распродажи переняли, но настоящих скидок мало. Все магазины оклеены плакатами «-70%, -90%», а внизу маленькими буквами приписано «на некоторые виды товаров».
Кому это выгодно?
Честная распродажа выгодна всем: покупателям, имеющим возможность приобрести дешёвую вещь; продавцам, которые освобождают склады; производителям, которые за счёт опустошения магазинов начинают активно продвигать новинки.
- Но такую идеальную картину можно увидеть только в Европе, - считает Юрий Кузьмичев. - К примеру, в Милане, Мекке заядлых шопоголиков, зимняя распродажа начинается накануне Рождества и длится до первой недели марта. В это время здесь можно практически за бесценок приобрести брендовые вещи. После Нового года дизайнеры отшивают новые весенне-летние коллекции, а от старых магазины спешат избавиться.
В нашей стране распродажи в сегменте одежды и обуви в принципе не могут быть настоящими, поскольку то, от чего в Милане избавляются, в российской столице оказывается на пике моды, а в регионы приходит спустя сезон. Кроме того, средняя наценка на одежду в России составляет в среднем 200%, так что при скидке в 70% продавец останется с хорошим наваром.
Акции и распродажи есть не только в модном бизнесе. В продуктовом ритейле, например, укоренилась круглогодичная практика устраивать скидки на отдельные товары, так называемые трафик-билдеры. Магазин на них не зарабатывает, но привлекает клиентов, которые заодно покупают и продукты подороже.
Более изощрённая система сезонных акций у продавцов электроники и бытовой техники, косметики и парфюмерии, ювелирных украшений. Чаще всего здесь применяются скидочные купоны. Они выдаются клиентам, которые совершили покупку в декабре. Обналичить купон, как правило, можно в следующем месяце. Так торговцы убивают сразу двух зайцев. Покупатель в декабре приходит в магазин за новогодними подарками, а в январе - чтобы скидка не пропала.
Когда шопинг - болезнь
Распродажи и скидки не только замечательный инструмент для привлечения клиентов, но и сфера для изучения психологом.
- Купить дёшево что-либо ценное, получить подарок или деньги, не приложив к этому особых усилий, - вполне естественные человеческие желания, - говорит психолог Юлия Боровкова. - О болезни же можно говорить, когда человек не в состоянии контролировать процесс покупок.
Для борьбы с неуёмными покупательскими желаниями психологи советуют завести блокнот и записывать все напрасные покупки. После изучения этих записей трезвым взглядом мало кто останется равнодушным. А уж если рядом составить список действительно нужных вещей, которые можно было бы купить на эти деньги, эффект будет и вовсе оздоравливающим.
Приёмчики российской торговли
Сезонные скидки только на первый взгляд кажутся выгодными. Вот несколько способов обмануть покупателя, создав иллюзию удачной покупки.
Двойной ценник
Зачастую продавцы заклеивают ценник другим с якобы сниженной ценой. На деле цена остаётся прежней, а у неискушённого покупателя срабатывает установка: надо купить!
Оптом - дешевле
Излюбленный приём ритейлеров - три товара по цене двух. За неделю до распродажи цены на акционные товары временно повышаются и в результате оптовой покупки экономия для покупателя получается нулевой.
Любая вещь за полцены
Чисто рекламный трюк. Половину стоимости продавцы отнимают лишь от товаров с «круглой» ценой. Здесь покупателя не проведёшь, ведь даже в шопоголической лихорадке легко подсчитать, что половина от 1000 рублей - это 500. Большая же часть товара продаётся со скидкой 35-40% в расчёте на то, что возиться с подсчётами никто не станет.
Скидки до 70%
Как же не заглянуть в магазин с такими скидками? На это и надеется продавец. На деле оказывается, что со скидкой 70% вам готовы отдать только пару кофточек из позапрошлогодних коллекций. Конечно же, они вам не подойдут, зато наверняка приглянется что-то другое - со скидкой поменьше, а то и вовсе без неё.
Состояние на мелочовке
Некоторые магазины в сезон распродаж вообще не делают скидок, а просто пользуются потребительским оживлением. Посреди зала ставят контейнер, к примеру, с носками и водружают плакат «Все носки по 20 рублей». И счастливый покупатель покупает носки про запас.
Равноценная замена
На определённую модель товара объявляется выгодная акция с уточнением «количество товара ограничено». Акционный товар оказывается проданным в первый же день, но услужливый продавец всегда предложит клиенту другую модель. Только цену на неё никто и не думал снижать...
Что покупают россияне на распродажах?
Одежда и обувь - 42 %
Бытовая и компьютерная техника - 24 %
Косметика и парфюмерия - 16 %
Продукты питания - 13 %
Мебель, украшения - 3 %
Игрушки, хозтовары - 2 %
Смотрите также:
- Нижегородские зеленые напоминают в вреде шопинга и призывают к бойкоту торгов-развлекательных центров →
- Когда в Нижнем Новгороде остановят незаконную торговлю? →
- Стильно из «вторых рук» →