Безусловно, полезный и интересный культурный обмен даёт представление о Франции, её достижениях, культуре, искусстве. Но какими бы обширными и представительными ни были эти мероприятия, жизнь рядовых французов, наших современников и соседей по континенту, остаётся за телеэкраном.
А есть ещё так называемая народная дипломатия.
Наш читатель Юрий Дмитриевич КОРАБЛЁВ, инженер-судостроитель, рассказал историю очень тёплых отношений своей семьи с парой из Франции.
- Моя жена, Валентина Константиновна, преподавала в институте иностранных языков. Её коллега была командирована во Францию преподавать русский язык, там она познакомилась с французами, симпатизировавшими России. Анна и Шарль Шмельцы из Страсбурга хотели переписываться с русской семьёй. Им дали наш адрес. С этого началась дружба на десятилетия.
Языкового барьера не было: жена - преподаватель французского языка, я им тоже владею.
Вскоре после начала переписки французы предложили нам встретиться в Москве. Посидели в ресторане, познакомились, рассказали о себе. Я инженер-судостроитель, работаю в конструкторском бюро, у нас двое мальчишек.
Шарль - преподаватель в школе, Анна не работает, у них пятеро детей. Шмельцы постарше нас, оба участники Сопротивления. Они познакомились в отряде, Анна была радисткой, Шарль - в охране. В отряде сражались люди разных национальностей - французы, русские, испанцы, грузины…
Анна рассказала, как уже в мирное время они построили свой дом. Трудновато было, Шарлю приходилось брать дополнительную работу - он учил ребятишек плавать…
Анна и Шарль ещё раз приезжали в Москву. И очень часто мы обменивались письмами. Темы - в основном семья, дети. Французы писали нам о своих сыновьях и дочерях, об их учёбе, выборе профессии, мы - о своих ребятах.
Шмельцы часто путешествовали и присылали нам открытки из разных экзотических мест - из Китая, Африки, Южной Америки. Обязательно поздравляли с Новым годом, с днями рождения наших детей. И всегда присылали подарки! Когда дети были маленькими, дарили игрушки, детские книжки, французские сказки. Как только началась джинсовая мода, наши мальчики, уже школьники, тут же получили посылку с джинсами.
А нам с женой друзья всегда дарили книги - в основном с видами Франции, замками, музеями, природой. И, конечно же, мы с Валентиной всегда получали книги по нашим специальностям - по языковым проблемам и судостроению.
Книги о судостроении отражают этапы развития человечества, географические открытия, рассказывают о морских сражениях, героях. Мне как профессионалу было интересно отметить, что в этих книгах, где шкала времени отмеряется тысячелетиями, не забыты и достижения России - атомный ледокол «Ленин», подводные лодки… Упоминается и судоверфь «Красное Сормово», где впервые в мире началось строительство речных судов на подводных крыльях…
Добрые, внимательные, чуткие, отзывчивые - таковы наши французские друзья.
Однажды Валентина со старшей внучкой поехали во Францию по туристической путёвке. Конечно, договорились со Шмельцами о встрече в Страсбурге. Гостей из России встречали очень тепло. К Шмельцам приехала старшая дочь Жаклин с семьёй, собрались за большим столом, знакомым нам по фотографиям, гуляли по Страсбургу…
Мы и сейчас не прерываем переписку.
Смотрите также:
- Профессор из США исполнил свою мечту - побывал на родине Горького →
- «Собирали ромашку. Ходили в противогазах». Дневник военного лета →
- «Теперь я узнал, что значит «бабушка» →