В преддверии Дня защиты прав потребителей в пресс-центре «АиФ-НН» на вопросы читателей ответил начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребназдора по Нижегородской области Игорь Шохин.
Гарантия от завода
Мы часто покупаем бытовую технику в магазине «Эльдорадо». Продавцы кроме основной гарантии предлагают за отдельную плату приобрести дополнительное гарантийное обеспечение на 3 месяца – дескать, если в течение этого времени у вас сломается техника, мы вам её поменяем. А без покупки этого талончика только в течение месяца. Разве может по закону магазин торговать гарантиями? Какова реальная гарантия на бытовую технику?
Наталья Спирина, Нижний Новгород
- Прежде всего обязательно обратите внимание на гарантийный срок завода-изготовителя, который прописан в паспорте. Меньше этого срока гарантию торговая организация предоставлять не может. Чаще всего на бытовую технику завод даёт гарантию год, два, три. Магазин имеет право давать дополнительную гарантию, но к этому нужно относиться очень бдительно. Продавцы часто навязывают такое обслуживание, но на самом деле далеко не всегда выполняют условия договора.
Залётные сапоги
В ноябре прошлого года на выездной выставке-ярмкарке в Красных Баках купила зимние кожаные сапоги (цена 3200 рублей). Уже через месяц кожа на голенищах начала обдираться, посерела, лопнула подошва. Продавец этой обуви приезжает к нам в Красные Баки на выставку раз в месяц. Менять брак они мне отказались. Продавец мотивирует это тем, что месячный срок годности прошёл. А в отделе по защите прав потребителей нашего района говорят, что сезонную обувь должны менять при наличии брака в течение сезона. Как мне быть? Имеет ли смысл обращаться в суд? Реально ли вернуть деньги за откровенно некачественную обувь?
Галина Малышева, Красные Баки
- Прежде всего отсторожно стоит относиться к товарам, предлагаемым на выездных ярмарках, потому что могут возникнуть проблемы с его обменом. Но раз уж вы попали в такую ситуацию, обращайтесь в администрацию Дома культуры, который заключил договор аренды с предпринимателем, требуйте телефон и адрес ИП. На его имя вы пишете претензию и отправляете её заказным письмом с уведомлением. Кроме того, вы можете потребовать от предпринимателя провести экспертизу, на которой вы имеете право присутствовать. Передавая продавцу сапоги при свидетелях, потребуйте письменную опись состояния товара. Обратитесь в отдел по защите прав потребителей администрации Красных Баков. Там вам помогут составить претензию и исковое заявление в суд. Я считаю, что вы правы, и я надеюсь, что суд будет на вашей стороне. Обязательно укажите в исковом заявлении неустойку (за каждый день с момента подачи претензии - 1% от стоимости сапог), моральный вред (размер которого определит суд).
Для сезонной обуви гарантия начинается с первого дня сезона. Согласно постановлению правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года:
с 1 ноября по 1 марта - зимний сезон;
с 1 марта по 1 мая - весенний сезон;
с 1 мая по 1 сентября - летний сезон;
с 1 сентября по 1 ноября - осенний сезон.
Даже если вы купили зимние сапоги или зимнюю шапку летом, гарантийный срок идёт начиная с первого дня зимнего сезона.
Трещина раздора
Купила ноутбук в интернет-магазине. Через пару месяцев треснула пластина для дисков в CD-rom. Продавцы сказали, что трещина - это уже не гарантийный случай. Стоит ли мне обращаться в сервисный центр или лучше сразу ремонтировать за свои деньги?
Евгения Лавина, Дзержинск
- Вы должны иметь дело только с магазином, который продал вам товар, а не с сервисным центром. Если продавец утверждает, что трещину вы сами сделали, тогда вы имеете право потребовать проведения независимой экспертизы, которая установит, по чьей вине произошла эта трещина, и даст заключение. На время проверки или ремонта вам должны предоставить другой ноутбук.
А кто собирал?
Купили в крупном торговом центре Канавинского района душевую кабину. В магазине не было услуги сборки. Нам пришлось нанимать мастера. Оказался несправным сменный блок. Магазин отказывается нам его заменить, ссылаясь на то, что мы привлекли «постороннего» мастера для сборки кабины. Что делать в этом случае?
Ирина Карелина, Нижний Новгород
- Вас целенаправленно вводят в заблуждение. Вы должны иметь дело только с продавцом товара, а не его производителем или с головным офисом сети магазинов, который находится в Москве. Именно продавец должен поставить вам качественную продукцию. Ваше право – выбрать специалиста, который соберёт вам душевую кабину, если продавец не может это организовать.
Вам необходимо написать претензию на имя директора магазина, где приобрели душевую кабину. Представители магазина обязательно должны расписаться на втором экземпляре претензии, который вы оставляете у себя. Если вашу претензию не удовлетворяют, вы вправе обратиться в суд и требовать неустойку (по закону это 1% от стоимости продукции в день с момента подачи вами претензии), а также возмещения морального вреда. Вам стоит обратиться в отдел по защите прав потребителей администрации Канавинского района, где вам бесплатно помогут составить и претензию, и исковое заявление в суд. Кроме того, вас могут проконсультировать в Канавинском территориальном отделе Роспотребнадзора (тел. 436-78-90).
Публичная демонстрация
В декабре прошлого года приобрели мобильный телефон. При покупке попросили модель с камерой 2 мегапикселя. Продавец нас уверил, что в данном телефоне именно такая камера. А дома мы посмотрели по технической документации: оказалось, камера всего 1,3 мегапикселя. В магазине отказались обменивать. Мы написали претензию на главный офис в Москву, оттуда нам тоже ответили по электронной почте, что мобильные телефоны обмену не подлежат. Как нам отстоять свои права?
Татьяна, Дзержинск
- Претензию на имя магазина, где вы приобрели товар (а не центрального офиса), вы должны написать и принести и отдать лично представителю магазина, под роспись, либо отправить заказным письмом с уведомлением. Вы можете обратиться с жалобой в управление Роспотребнадзора по адресу: Нижний Новгород, ул. Тургенева, 1 - напишите письмо на имя руководителя Петрова Евгения Юрьевича с приложением вашей претензии, чеков и других документов. Кроме того, можно обратиться с иском в суд. Ваша позиция правильная: представитель магазина обязан был вам заменить товар, поскольку вас ввели в заблуждение. Продавец должен был проверить ваш телефон, продемонстрировать, как работает камера, какие снимки получаются, если это было вашим основным требованием.
СПРАВКА
Всемирный день защиты прав потребителей принято отмечать в годовщину выступления президента США Джона Кеннеди 1962 года в конгрессе. В своём обращении он сформулировал четыре основных права потребителя:
право на безопасность;
право на информацию;
право на выбор;
право быть услышанным.
Позднее к ним добавились ещё четыре:
право на возмещение ущерба;
право на потребительское образование;
право на удовлетворение базовых потребностей;
право на здоровую окружающую среду.
Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплён в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание после принятия Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В законе регулируются отношения между потребителями и изготовителями, импортёрами, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Смотрите также:
- Жалуйтесь по правилам. Как потребителю выиграть суд у продавца →
- Не ленитесь обращаться в суд! →
- Право на претензию →