Директор ГК «Нижегородский» Юрий Лебедев в суде остановил попытку недружественного поглощения бизнеса.
Вот уже почти десять лет сеть отелей «Азимут», пытающаяся заполучить гостиницу «Нижегородская» вопреки воле её нынешних хозяев, потерпела первое серьёзное поражение. Арбитраж признал, что сделка по продаже половины бизнеса москвичу Дмитрию Павлову неправомерна, так как основой акционер отеля Юрий Лебедев не смог воспользоваться своим правом преимущественного выкупа доли бывшей супруги. Несмотря на то что скандальный хозяйственный спор разрешился в пользу бывшего нижегородского мэра, следственные органы продолжают проводить обыски по заявлению господина Павлова. Что стоит за рвением московских следователей?
В громкой бизнес-войне за гостиничный комплекс «Нижегородский» его руководитель Юрий Лебедев одержал значительную победу. Столичная сеть «Азимут» ещё с июня прошлого года бросила все силы на то, чтобы осуществить недружественное поглощение отеля, которым управляет бывший нижегородский мэр.
Хроника пикирующего акционера
Напомним, конфликт вокруг гостиницы начался после того, как бывшая жена Вера Лебедева втайне от Юрия Исаковича продала московскому предпринимателю Дмитрию Павлову свою половину доли в ООО «СтройДорГарант», на балансе которого находилось 72% акций гостиницы. По закону долю в бизнесе Вера Лебедева должна была сначала предложить своему партнёру. Однако письма с обязательным предложением о выкупе были направлены не по домашнему адресу, где был прописан сам Юрий Лебедев, а по другим адресам.
Ни одно письмо до главного акционера так и не дошло, все они вернулись с пометкой почты о том, что адресату не вручены. Однако в результате такой нехитрой комбинации была соблюдена видимость законности. О том, что доля в бизнесе продана московскому коммерсанту Дмитрию Павлову, за которым стоит гостиничная сеть «Азимут», ни сам Юрий Лебедев, ни другие акционеры даже не догадывались. О появлении столичного компаньона в ГК «Нижегородский» узнали лишь после того, как тот прислал курьера, оставившего на стойке регистрации уведомление о сделке.
Юрий Лебедев как владелец контрольного пакета оспорил эту сделку в арбитражном суде Нижегородской области, который вынес решение в его пользу. И вот в феврале 1-й арбитражный апелляционный суд Владимира подтвердил правоту нижегородских судей. По вступившему в законную силу решению суда все права и обязанности покупателя 50%-ной доли «СтройДорГаранта» перешли от Дмитрия Павлова к Юрию Лебедеву. Арбитраж признал, что при продаже половины бизнеса москвичу было нарушено преимущественное право выкупа Лебедева.
Дело шито белыми нитками
Ещё до конца судебных разбирательств москвичи первым делом попытались получить бразды правления, созвав внеочередное собрание акционеров и попытавшись сместить Юрия Лебедева с поста гендиректора отеля. Однако акционеры ГК «Нижегородский» своего руководителя не сдали, проголосовав против навязываемой кандидатуры. После того как сменить руководство гостиницы не получилось, против бывшего нижегородского мэра по заявлению москвича было возбуждено уголовное дело. Расследование, начавшееся в октябре 2009 года, поручили следователю по особо важным делам следственного управления при УВД по Центральному административному округу Москвы.
Новоиспеченный акционер Дмитрий Павлов, выкупив половину доли в «СтройДорГаранте», посчитал, что его имущественные права ущемлены тем, что Юрий Лебедев продал около 42% акций гостиницы её сотрудникам - главному бухгалтеру, начальникам отделов, администраторам и другим работникам отеля.
Однако законность этих сделок впоследствии также была подтверждена судом. Арбитражный суд Москвы, куда обратилась Вера Лебедева, изучил обстоятельства продажи акций и признал договора правомерными. Более того, выяснилось, что работники ГК «Нижегородский» начали выкупать у своего директора акции в июне 2008 года. То есть ещё за год до того, как Дмитрий Павлов выкупил у Веры Лебедевой её долю. О каком ущемлении прав акционера тут может идти речь?
Кстати, весьма любопытны и условия, на которых проходила эта покупка. По договору купли-продажи доли москвич обязался заплатить Вере Лебедевой 70 миллионов рублей, в реальности же заплатил только 700 тысяч, обещая остальную часть внести в рассрочку. А в тех самых письмах, которые так и не дошли до Юрия Лебедева, Вера Викторовна предлагала бывшему супругу выкупить её долю за те же 70 миллионов, но внести всю сумму в течение трёх дней. Странная избирательность, не правда ли? Но главное не в этом. Теперь, когда арбитражные суды, несколько месяцев разбиравшиеся в хитросплетениях продажи доли «СтройДорГаранта», признали, что сделка была незаконной и Дмитрий Павлов больше не является совладельцем этого общества, казалось бы, и в скандальном уголовном деле должна быть поставлена жирная точка. Ведь господин Павлов уверял, что его обманули при покупке доли. А в результате судебных тяжб выяснилось, что бизнес ему достался незаконно и акции по праву принадлежат Юрию Лебедеву.
Угол атаки по «Азимуту»
Однако создаётся такое впечатление, что решения судов не имеют ровно никакого значения для московской милиции. Уголовное дело, из-под которого выбита вся доказательная база, раскручивается как бы само по себе. Обратите внимание, что Юрия Лебедева сделали подозреваемым в мошенничестве несколько месяцев назад. Однако за всё это время он не получил ни одного уведомления от следователя, ни разу не был допрошен, хотя оперативно-следственная группа приезжала в гостиницу и перевернула там всё вверх дном.
В домах акционеров и работников ГК «Нижегородский» проводятся обыски, в том числе и ночные. При этом сами оперативники не могут связно объяснить испуганным людям, что именно они у них ищут, а нижегородские суды потом признают эти обыски незаконными. Якобы ещё в декабре Юрия Лебедева объявляют в розыск, хотя он находился в отпуске и ни от кого не прятался.
И наконец, по заявлению Веры Лебедевой возбуждается второе уголовное дело в отношении некоего «неустановленного лица», которое якобы растратило 2 миллиона рублей из кассы ГК «Нижегородский». Под этим предлогом у директора гостиницы обыскивают служебный кабинет и банковскую ячейку, изымают важные коммерческие документы, хотя суд Нижегородского района дважды признал возбуждение уголовного дела незаконным. Прояснить все эти противоречия мы попытались в следственной части при УВД ЦАО Москвы, однако там отказались давать любые комментарии по «делу Лебедева», сославшись на тайну следствия.
- Очень не хочется в это верить, но все последние действия следственных органов больше напоминают целенаправленный прессинг генерального директора гостинцы, нежели попытку объективного расследования. Вообще всё происходящее вокруг нашей гостиницы - это проведение типичной рейдерской атаки. Возбуждается некое уголовное дело, даже если для этого нет никаких оснований, и под него изымаются учредительные документы, реестр акционеров и сведения о финансовом состоянии общества, - говорит председатель совета директоров ОАО ГК «Нижегородский» Наталья Губанова.
Так ли это на самом деле, мы узнаем в самое ближайшее время. А пока Юрия Исаковича пригласили в качестве эксперта на мартовскую конференцию Российской гостиничной ассоциации, где ведущие отельеры будут обсуждать меры по противодействию рейдерским захватам гостиниц. Думается, Юрий Лебедев сможет рассказать своим коллегам много интересного по этому вопросу.
Смотрите также:
- Обвинение - не с потолка? За что арестовали экс-мэра Дзержинска? →
- Гостиница «Нижегородская». Бизнес по-семейному? →
- Бег по замкнутому кругу →