Без мамы и без дома. Обеспечивают ли жильем детей без родителей?

Дети без родителей могут рассчитывать только на помощь от государства. Законы, конечно, предписывают чиновникам обеспечивать жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь. Но зачастую ребята годами ждут гарантированных квадратных метров. А многие из них не могут получить крышу над головой даже при помощи прокуратуры и суда. На начало 2013 года в Нижегородской области 1538 сирот нуждались в собственном доме.

   
   

Построили, а крыша течёт

Чиновники рапортуют: в регионе год от года увеличиваются темпы обеспечения жильём сирот.

- Если в 2007 году в новое жильё въехали 27 детей-сирот, то в 2013 году квартиры должны получить 566 человек - в 20 раз больше, - говорит министр социальной политики Нижегородской области Ольга НОСКОВА.

Вот и некоторые директора детдомов убеждают нас, что бесплатное жильё сиротам дают сразу по окончании учебного заведения. Мы бы и рады поверить, если бы не огромное количество историй, когда сиротам приходится отвоёвывать положенные им квадратные метры.

К примеру, в сентябре этого года прокуратура Дивеевского района в суде отстаивала права детей-сирот на получение жилья. В июле 2013 года двум жителям района отказали в законной жилплощади, которую они должны были получить ещё летом прошлого года. Суд обязал администрацию района устранить несправедливость.

Недавно мы рассказывали о Дмитрии ТУНИНЕ из деревни Звягино Вачского района, которого местные чиновники просто забыли внести в списки на получение жилья («Забывчивость по цене квартиры» - «АиФ-НН» № 38 от 18 сентября).

   
   

- Нам ещё два года назад обещали квартиру, - говорит Дмитрий. - Я и планы уже начал строить по обустройству своего жилья. Год прошёл, второй, а потом мне сказали, что и в списках меня нет. И так судьба не сахар, а тут ещё за чьи-то ошибки приходится расплачиваться…

Оказалось, что в 2010 году Дмитрия признали нуждающимся в получении жилья и поставили на учёт, в 2011-м включили в список, по которому квартиры выдавались за счёт облбюджета. Однако денег на квартиру Диме казна не выделила. Местные чиновники несвоевременно направили данные о Дмитрии в региональное министерство соцполитики. По результатам обращения «АиФ-НН» прокурор вынес представление главе администрации Вачского района об устранении нарушения. Чиновники заверили, что до конца текущего года обеспечат Дмитрия жильём. Увидим, исполнят ли обещания…

В Балахне сироты дождались своего жилья, но состояние его ужасное. В апреле 2013 года возбуждено уголовное дело по факту некачественной застройки домов. По версии следствия, в конце 2011 года тогдашний глава администрации Балахнинского района подписал разрешение на ввод в эксплуатацию жилых зданий, квартиры в которых получили в том числе и дети-сироты. В итоге в новом доме крыша течёт, оконные блоки протекают. Расследование продолжается…

Непосильные полномочия

Фото: АиФ

Нельзя сказать, что власти бездействуют. 2012 год был рекордным в нижегородском регионе по количеству выданного сиротам жилья. Но даже такая цифра как 441 жилое помещение, купленное для сирот, всё равно меньше половины от того, что необходимо. Нынешний год по количественным показателям обещает превзойти предыдущий - запланирована покупка 556 жилых помещений. Но, если исходить от потребностей, это 36,8% от того объёма квадратных метров, в которых нуждались дети-сироты.

По данным облправительства на 31 октября этого года, заключены муниципальные контракты на приобретение 308 жилых помещений для сирот. Это чуть больше половины запланированного на 2013 год. За неполных два месяца нужно объявить аукционы на приобретение жилых помещений, направить документы на согласование в областной минфин, оформить право собственности, наконец заключить договоры найма специального жилфонда. Будут ли чиновники в условиях такого аврала разборчивыми в качестве приобретённого жилья? Может, зря такое ответственное дело, как обеспечение жильём сирот, отдали на откуп муниципалитетам? С 2013 года это полностью в их компетенции. Федерация и областные власти выделяют деньги, местные чиновники отвечают за покупку и строительство жилья, оформляют квадратные метры в муниципальную собственность, заключают договоры социального найма. Но, как показывает практика, далеко не всегда на местах справляются с возложенными полномочиями…

Блеск и нищета

А что будет в 2014 году, который обещает открыть голодную десятилетку в России?

В областной прокуратуре нам сообщили, что в следующем году финансирование программ по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократится втрое.

- Сколько денег выделят на эти программы, говорить пока рано. Областной бюджет-2014 региональные депутаты ещё не приняли, - пояснили «АиФ-НН» в минсоцполитики области.

И как не тревожиться, если даже в сытые годы жильё получают только половина из тех, кто в нём нуждается? Есть ведь ещё дети, за которыми формально закреплён угол, и госжильё по закону им не полагается. Однако их возвращение в отеческий дом гибели подобно. Там пьющие родители, разруха, долги за коммуналку в сотни тысяч... Но что чиновникам до того, как сложится жизнь таких ребят? У нас же во главе угла - не спасённые жизни, а блестящие отчёты.

Жить в… туалете

Признаться, и в Советском Союзе заветных квадратных метров сиротам приходилось ждать десятилетиями. Наша читательница, пенсионерка Клавдия Сергеевна из Сормовского района, без малого 20 лет ждала гарантированную по закону квартиру. Институт она закончила в 1965 году, а заветную квартиру в родном городе получила только в 1984-м, когда дети были уже взрослыми. Да и то по чистой случайности. Где только ни ютилась учительница с двумя детьми. Под жильё семье однажды приспособили туалеты в школе. Потом семья переехала в бывшую общественную баню.

- Было влажно и холодно, дети часто болели, - вспоминает Клавдия Сергеевна те ужасные годы.

Однажды партработники во время очередных выборов выяснили, что три семьи из той самой бани много лет не исполняют свой гражданский долг. Дом, как выяснилось, не числился в документах избиркома. Так Клавдия Сергеевна обрела полноценное жильё. Гораздо быстрее квартиры доставались пробивным людям. Изворотливая московская подруга нашей читательницы лет на 10 раньше получила жильё, причем в самом центре столицы, на Садовом кольце.

Анна ПОКРОВСКАЯ, директор юридической компании:
- Долгое время действовала статья 57 Жилищного кодекса РФ. По ней детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, нужно было предоставить жильё вне очереди по достижении ими совершеннолетия, по окончании образовательных учреждений, а также после службы в Вооружённых силах или по возращении из мест лишения свободы. С 1 января 2013 года это положение утратило силу. Сейчас жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до совершеннолетия (ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Сирота может увеличить этот срок, написав заявление с просьбой предоставить жильё по окончании обучения в вузе, техникуме, службы в армии. Ребёнок должен быть включён в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жильём. По областному законодательству заявление подают законные представители детей-сирот, достигших 14-летнего возраста. Решение о включении в список должно быть принято в 30-дневный срок с момента наступления 14-летия. В действующем законодательстве не установлен срок предоставления жилья. Но даже когда Жилищный кодекс предусматривал внеочередной порядок, очередь ожидающих двигалась очень медленно. Практика этого года показывает: суды не слишком охотно торопят органы муниципальной власти предоставить жильё детям-сиротам. Как отмечают судебные органы, нет «оснований для установления в судебном решении конкретных сроков для ответчика исполнения судебного решения». С 2013 года изменились требования к жилью для детей-сирот - это должны быть благоустроенные помещения специализированного жилфонда. Речь идёт об отдельных домах или квартирах, но никак не о комнатах или койко-местах в общежитиях.

Эмма Фельдштейн, директор Дзержинского правозащитного центра
- Ещё недавно, получив в собственность бесплатное жильё от государства, дети тут же лишались его. Бывшие детдомовцы попадали в руки мошенников и в буквальном смысле оказывались на улице. Нам пришлось расхлёбывать сразу несколько таких историй. В своё время выпускник детского дома получил комнату в двухкомнатной квартире. Буквально на третий день к мальчишке заявились «гости». Его убедили продать комнату под их руководством и обещали, что при этом ему будет где жить и хорошие деньги в придачу. Провели по инстанциям, где парень подписал кучу непонятных ему документов. Потом в разгар зимы улица стала его домом. Он лишился своей комнаты за 10% от её рыночной стоимости. А у того жилья, что ему дали взамен, нашлись другие хозяева. Мы, разумеется, вмешались в ситуацию. Подключились правоохранительные органы, был суд, но вернуть удалось очень малую часть от той суммы, на которую его ограбили. В такие истории попадали сотни сирот по всей стране! Сейчас с сиротами заключают 5-летние договора социального найма. Этого пока достаточно, чтобы сохранить сиротское жильё. За это время дети адаптируются к жизни, станут более подкованными с точки зрения знания законов, чтобы не дать обвести себя вокруг пальца. Но есть ещё одна проблема. С ней сталкиваются, как правило, социальные сироты по возвращении в отчий дом. Зачастую бывает так, что и квартира нуждается в ремонте, и долг за квартплату, накопленный родителями-алкашами, превышает сотню тысяч рублей. По существу дети попадают в безвыходную ситуацию, и помощи ждать неоткуда. У многих опускаются руки. Так сироты погружаются в ту социальную среду, из которой их когда-то изъяли. Этому сценарию могла бы помешать незаслуженно забытая система патронатного воспитания. Дети воспитывались в окружении цивилизованных людей, а затем получали помощников на всю жизнь. Сейчас, выходя из детского дома, ребята остаются один на один со своими проблемами. И как они дальше будут двигаться по жизни, об этом уже, увы, никто не беспокоится.

Нина СТОЛЯРОВА, директор санаторного детского дома:
- Сейчас детей-сирот обеспечивают жильём гораздо лучше. Намного хуже было, когда я начинала работать в системе, - десять лет назад. Сироты получали жильё и в 35 лет. Если возникают какие-то проблемы, они обращаются за помощью в детский дом. Мы всегда находим варианты решения. Кстати, сейчас есть и такие примеры, когда дети получают жильё, не выпустившись из детского дома. Недавно один наш воспитанник из Семёновского района получил дом, в который он заселится по окончании учебного заведения. Если за детьми есть какое-то закреплённое жильё, местные власти, как правило, сдают его в аренду. Стоимость аренды определяют эксперты Торгово-промышленной палаты. Деньги от арендаторов ежемесячно поступают на расчётный счет наших ребят. Достигнув дееспособного возраста, накопления можно обналичить, чтобы вложить их, например, в ремонт жилья, в приобретение мебели. Кстати, с ремонтом жилья сиротам также помогают. Нередко бывает так, что собственная квартира, куда возвращается сирота, находится в «убитом» состоянии. Денег на ремонт, если жильё не сдавалось, естественно, нет. В таких случаях средства выделяются из городского бюджета. По такой программе достаточно много детских квартир приведено в порядок!

Смотрите также: