Валерий Осокин: «От местных выборов теперь многое зависит»

   
   

Председатель комитета Законодательного собрания по вопросам государственной власти и местного самоуправления Валерий Осокин убеждён, что новая система выборов повысит эффективность управления муниципалитетами.

Показатель доверия

- Валерий Владимирович, 14 марта в Нижегородской области прошли выборы в органы местного самоуправления. Как бы вы могли прокомментировать их результаты?

- В целом выборы прошли хорошо. Общая явка по области превысила показатель прошлых выборов в органы местного самоуправления. Самую высокую активность проявили жители Шарангского района - 85 процентов избирателей, а наиболее низкая явка отмечена в Выксунском районе, там в голосовании приняло участие лишь 25,8 процента избирателей.

Большинство голосов - 71,4 процента - у кандидатов от партии «Единая Россия». Стоит отметить, что непривычно много на этих выборах одержало победу самовыдвиженцев - их почти четверть от общего числа избранных депутатов. На мой взгляд, это хороший показатель, потому что избиратели голосовали не за партийную принадлежность, а исключительно за личные и профессиональные качества кандидатов.

- На этих выборах была достаточно высокая конкуренция - в среднем более двух кандидатов на один депутатский мандат. Чем это объясняется?

- Думаю, что причина этого в изменении самой системы выборов. Из числа избранных депутатов земских собраний и городских дум в большинстве районов Нижегородской области будут выбраны главы местного самоуправления, а в десяти районах 14 марта прошли выборы глав сельских поселений, из которых будет сформирован состав земских собраний. Безусловно, это налагает дополнительную ответственность на депутатов, возрастает и значение самих выборов в органы местного самоуправления.

   
   

Главы под контролем

- Повысит ли новая система выборов эффективность работы органов местного самоуправления?

- На мой взгляд, изменение системы выборов продиктовано реалиями сегодняшнего времени. Известно немало случаев, когда всенародно избранный руководитель начинал действовать в интересах не избирателей, а определённых бизнес-структур. Были и такие примеры, когда избранный народом глава местной администрации не имел опыта руководящей работы, был крайне далёк от решения даже элементарных хозяйственных вопросов. В одном из районов Нижегородской области глава практически полтора года отсутствовал на своём рабочем месте, и по закону с ним ничего не могли сделать.

Сейчас ситуация принципиально иная. При подписании контракта с главой администрации муниципального образования комиссия будет внимательно смотреть на профессиональные качества кандидата. Разделяются и полномочия главы местного самоуправления и главы администрации. Ранее эти две должности, как правило, совмещал один человек, и политические вопросы в его работе зачастую превалировали над хозяйственными.

- Как будут сейчас распределяться полномочия между главой местного самоуправления и главой администрации? Кто и за что будет отвечать?

- Глава местного самоуправления одновременно будет являться и председателем земского собрания либо городской думы. В первую очередь в его функции будут входить решение всех правовых вопросов и работа над составлением бюджета. Все хозяйственные вопросы становятся прерогативой главы администрации, который работает на контрактной основе. Его кандидатуру будет утверждать специальная комиссия, в которую войдут представители муниципального образования (2/3 голосов) и представители губернатора, утверждённые Законодательным собранием Нижегородской области (1/3 голосов). Претенденты на эту должность должны будут представить на конкурс программу развития муниципального образования.

- Насколько проще теперь будет отозвать неэффективно работающего руководителя? Станет ли механизм отзыва реально действующим?

- Главу муниципального образования, не справившегося со своими обязанностями, теперь можно будет отправить в отставку по инициативе депутатов муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - в Нижегородской области это губернатор. Раньше это было возможно только решением суда или через процедуру референдума. Процедура его проведения настолько непростая, что на практике примеры отставки руководителей районов и городов были единичными.

Сейчас основанием для отставки главы муниципального образования может быть как неисполнение в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, так и неудовлетворительная оценка его деятельности представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

Местные полномочия

- В 2009 году в Нижегородской области прошло серьёзное укрупнение муниципальных образований. Их количество сократилось примерно на треть. Будут ли они и в дальнейшем укрупняться?

- По количеству муниципальных образований Нижегородская область является одним из самых многочисленных субъектов Российской Федерации. В Нижегородской области было более 600 муниципальных образований, сейчас - 450. В основном в единые сельсоветы объединены малочисленные муниципальные образования. В дальнейшем работа по укрупнению муниципальных образований продолжится, к примеру, в Уренском и Ардатовском районах. Также у нас есть положительный пример объединения в единый муниципальный округ сельских и городских территорий - в прошлом году такое решение было принято в Борском районе. Думаю, что этот пример не станет единичным.

- В целом насколько эффективно сейчас работает система местного самоуправления? Полномочия муниципалитетов увеличиваются или, напротив, сокращаются?

-Увеличение полномочий муниципалитетов произошло практически на 50 процентов, но нужно учесть, что передача полномочий содержит финансовую составляющую. К сожалению, полномочия местных органов самоуправления увеличиваются, но средств на решение тех или иных проблем на местном уровне зачастую не хватает. Безусловно, эту ситуацию необходимо исправлять, причём на государственном уровне.

- Решение каких задач, на ваш взгляд, является для Нижегородской области приоритетным?

- Самое главное - это бюджетная обеспеченность. К сожалению, по реальным денежным доходам Нижегородская область по данным за 2009 год занимает лишь десятое место в Приволжском федеральном округе, по уровню заработной платы у нас пятая позиция. Убеждён, что главное сейчас – это привлечение в регион крупных инвесторов, реализация масштабных проектов, в том числе на условиях государственно-частного партнёрства. Думаю, что это основа поступательного развития региона.

Смотрите также: