Пора ли спасать малый бизнес?

   
   

Власти пытаются разработать стратегию спасения малого бизнеса, а банки смягчают условия кредитования.

Готов или не готов?

- Я не готов брать кредиты для развития бизнеса, - говорит нижегородец Евгений Бубнов, директор фирмы, специализирующейся на создании веб-сайтов. - Считаю, что кредиты нужны только бизнесу, требующему постоянных вложений, - торговле, например. Для предоставления услуг кредит может понадобиться лишь на оборудование и аренду. Но тут лучше обойтись своими силами, чем брать взаймы. Особенно в наших нестабильных условиях.

А вот нижегородцу Сергею Александрову (он занимается реализацией станков и промышленного оборудования) пришлось прибегнуть к кредиту, чтобы поддерживать ассортимент продукции

- Мы недавно открылись, поэтому с фирмой без репутации клиенты не хотели работать по 100%-ной предоплате. Без кредита мы бы не справились.

Открыть или отказаться?

По мнению экспертов, малый бизнес в регионе развивается, но медленно. Лишь 5% из тех, кто решил стать предпринимателем, смогли открыть своё дело, остальные отказались от своих планов. С 2009 года количество малых предприятий выросло всего на 4%. По словам Станислава Спицына, начальника Главного управления Центробанка России по Нижегородской области, 77 млрд руб. - почти 20% от всего кредитного портфеля нижегородских банков - занимают кредиты малому бизнесу. Такой же процент - просрочка по займам. Это то, чего боятся предприниматели, - не отдать долг.

А ведь есть, как отметил С. Спицын, ещё банковский ресурс в 125 млрд руб. неиспользованных средств, которые могут быть выданы предпринимателям на развитие бизнеса:

   
   

- Это, к сожалению, говорит о низком чувстве предпринимательства среди населения. Немногие стремятся к обогащению. 

- Банки страхуют себя и требуют дополнительных гарантий, но малый бизнес нужно поддержать. Ведь современные предприниматели начали работать далеко не в тепличных условиях и доказали, что могут эффективно вести бизнес. Сегодня здесь работают 564 тыс. человек - 35% активного населения региона, - говорит Максим Черкасов, 1-й замминистра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области. - Малый бизнес нуждается в поддержке государства, но помогать нужно самым жизнеспособным компаниям.

Власти помогают малому бизнесу - открывают бизнес-инкубаторы, обеспечивают льготными кредитами, выдают гранты. Но приоритет - у инновационных проектов, а их меньшинство.

Банки утверждают, что в последнее время интерес бизнеса к кредитам усилился.

- С начала 2011 года продажи банковских продуктов в корпоративном сегменте демонстрировали положительную динамику, - говорит Тимофей Письмеров, заместитель председателя правления Волго-Вятского банка Сбербанка России. - Наибольшим спросом пользуются традиционные продукты: расчётно-кассовое обслуживание и кредиты. Их доля - 25% в общей структуре продаж. Популярны также депозиты, неснижаемый остаток и овернайт, дистанционное обслуживание.

- У бизнеса всегда есть потребность в снижении издержек. Наиболее дальновидные руководители стремятся их снизить посредством обновления производственных мощностей. Инвестирование в энергосбережение именно сегодня, позволит таким предприятиям оставить своих конкурентов далеко позади, когда экономика восстановится до обычного состояния, - говорит Дмитрий Федюнин, начальник кредитного управления ОАО «НБД-Банк». - Поэтому среди нижегородских компаний особым спросом пользуется программа кредитования энергоэффективных проектов.

Программа позволяет предприятиям повышать свою конкурентоспособность через снижение энергозатрат. Кроме того, объём сэкономленных средств в результате технического переоснащения предприятия превосходит затраты на оплату кредитных ресурсов.

Смотрите также: