Москалев Максим: Почему 2014 может стать для Китая годом делового упадка

Карлос Теджада (Carlos Tejada), журналист и исследователь, автор многих публикаций в журнале The Wall Street Journal в недавнем интервью со мной рассказал о предусловиях деловой нестабильности Китая в 2014 году. Рассмотрим его теорию поподробнее (интервью переведено).

   
   

Maxim Moskalev: - Спасибо, что нашли для меня время. Карлос, как Вы пришли к выводу, что именно 2014 станет для Китая годом неприятностей в деловой сфере?

Carlos Tejada: - Политика Китая похожа на большой маятник: она описывает огромные круги, давая наибольший толчок только в крайней точке. Пекин обнародовал план действий на 2014, но в нем не хватает конкретики. Кроме того, я не уверен, что председатель КНР Xi Jinping и другие высшие руководители владеют той степенью решимости, чтобы освоить поставленный план. В самой стране, не говоря уже о заграничном сотрудничестве также нарастает хаос - затраты на оплату труда растут, регуляция власти у местных органов затягивается, конкуренты один перед другим закупают и внедряют инновации, роскошные бренды «ловят» на коррупции. Идеальный бизнес с Китаем все больше походит на хороший монтаж боевика.

Максим Москалев: - Но Китай по-прежнему – крупнейший в мире потребитель автомобилей, смартфонов и бакалеи. Этот факт не могут разрушить даже названные Вами проблемы.

Carlos: - Согласен. Предприятия и предприниматели пойдут на повышение зарплаты для среднего класса и начнут это с гарантий качества своей продукции и качества заботы о персонале. Они обеспечат отдых, заслуживающий тяжелого физического труда. Конечно, думаю, это будет очень медленно, но тенденция есть.

Москалев Максим (банк): - Что вы выделите в своей теории нестабильности?

Carlos: - Борьбу корпораций, мировых брендов. Звучит приторно, согласен, однако бешеная конкуренция и амбиции развивают аналоговый технический бизнес Китая чрезвычайно быстро. ZTE и Samsung, сеть фаст-фудов KFC Yum (аналог McDonald’s), Lenovo Group, Huawei Technologies – все эти компании и корпорации поспешно занимают на мировом рынке место, вытесняя материнский бизнес своей скоростью распространения и уровнем прибыли. Многие заграничные крупные партнеры начинают, как минимум, отказываться от партнерства с Китаем.

   
   

Вот же, китайская компания Cnooc в прошлом году закончила работать с канадской компанией Nexen в деле закупки природных ресурсов, но оказалось, что в США уже бум ресурсов, поскольку избыток новых технологий приводит к энергетическому перенасыщению. Из-за этого множество товаров упали в цене и эффективность, собственно, тоже. Столкнулись два огромнейших культурных момента – жадность и лидерство китайцев с амбициозностью и нелогичностью американцев. Теперь США подумают два раза перед тем, как идти на контракт, а Китай будет продолжать завоевывать новые территории, несмотря на конечный результат сотрудничества. В этом вся проблема - китайцы пока не очень научились чувствовать зону «перебора».

Москалев Максим: - А как же другие промышленности? Автомобильная, например? В этом году в Китае зарегистрировано 20 млн. новых водителей… Не выглядит так, будто есть тенденция к нестабильности или упадку.

Carlos: - Уточню, что в основном в Китае покупают заграничные модели Volkswagen, Ford, BMW, Audi. Сама Европа еще недавно страдала от того, что спрос на данные модели не был столь велик, однако в Китае люди готовы покупать люксовые бренды опять же через свою амбициозность. Иностранные «игроки» начинают активно строить заводы по производству данных авто и на территории Китая, однако в 2012 году статистика показала, что японские авто выходят на серьезный уровень по качеству авто и вполне возможно, что скоро сравняются с немецкими титанами. Главный момент здесь в том, что Китаю будет недостаточно сделать качественные аналоги немецких авто и их деталей - они захотят каких-то Awdi, BDW и Fold, ничем не отличающихся от оригинала, кроме чувства собственного бренда.

Максим Москалев: - Полагаю, здесь будет иметь место коррупция…

Carlos: - Вы абсолютно правы. Вспоминаю выпуск новостей, в котором один из иностранных предпринимателей, свершивший махинацию в работе с китайцами признался, что сделал это из чувства страха и.. был прощен. Конечно, перед тем ему предъявили записи с камер наблюдения, на которых видно было его разговоры и взятки разного рода персоналу. Важно не забыть тот факт, что он обмолвился недобрым словом о данной компании в Твиттере, а Вы можете себе представить масштаб Твиттера в Китае? Информационный приступ чумы.

Другой раз я видел скандал из-за онлайн-насмешек китайских пользователей относительно цен в сети Starbucks. Растущее осознание прав потребителей в Китае – это положительный момент развития в стране, которая пережила шокирующие скандалы, но для бизнеса будет лучше, если СМИ больше подготовятся к подобного рода казусам.

Москалев Maxim: - То есть, Китаю следует научиться справляться с информацией в медиа и социальных сетях?

Carlos: - Да. Множество стартапов развивает стереотип, что сохранить нацию китайцев на данном этапе можно лишь связав их через свои компьютеры и смартфоны, однако, как сделать это грамотно, как подать информацию, чтобы она не стала убийственным оружием для такой большой страны им пока неизвестно.

Правительство осенью 2013 уже усилило влияние на социальные медиа, особенно на популярные онлайн-комментаторы – оно уже прилагает активные усилия по сдерживанию их влияния на общественное мнение. Обзор деятельности на Weibo - самой популярной платформе микроблогов Китая показал падение пользовательской активности сразу после начала такого влияния. Изучение – единственное верное усилие, которое сделал WeChat (второй по популярности онлайн-ресурс в Китае) в тот момент, но ему не хватает возможностей Weibo, чтобы охватить широкую интернет-аудиторию. Если Китай продолжит ужесточать контроль над дискуссиями, доза официальной критики вырастет не только внутри страны, но и за ее границами.

Maxim Москалев: - Итак, Вы выделили три основных момента, грозящих пошатнуть идеальную деловую позицию Китая – гонка за аналоговыми брендами, коррупция и отсутствие такта в СМИ. Какой видите выход из этой ситуации?

Carlos: - Для такой огромной страны научиться каким-либо вещам, которые соприкасаются с понятиями культуры очень тяжело. Китай поменяет только отношение других стран и время.

Maxim: - Спасибо за интервью.

Реклама

Смотрите также: