Нижегородчина хранит традиции древнего промысла

Фото: АиФ-НН

Нижний Новгород, 23 ноября - АиФ-НН. В Нижегородской области ещё есть мастера, за работами которых по-прежнему приезжают из других городов и даже стран.

   
   

Оплот искусства

Филигрань, или скань, - это традиционный для Нижегородской области промысел. Испокон веков художественной обработкой металла занимались в Павлове, Выксе, Ворсме… Уникальная технология филиграни сформировалась позднее, сейчас сохранилась в селе Казаково Вачского района. 

- В Казакове располагается последнее в России предприятие, где создаются крупные вещи: ларцы, шкатулки, вазы, паникадила, оклады для икон, - рассказывает Нина БЫТИНА, член художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам, заслуженный работник культуры. - Во всех остальных местах, даже в селе Красном Арзамасского района, издавна считавшемся центром филиграни, сейчас либо полностью отставили промысел, либо перешли на штамповку мелких ювелирных изделий - цепочек, колечек, крестиков. Изготавливать их дёшево и выгодно. Однако подлинные традиции фили-грани живут лишь в крупных предметах: вазах с камешками, шкатулках под драгоценности, резных подстаканниках... 

Эти вещи по-прежнему вызывают восторг у ценителей как из России, так и из-за рубежа.

Почерк мастера

Технология филиграни дошла до нас в достаточно изменённом виде. Само название филигрань происходит от двух латинских слов - «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. В названиях - особенность обработки металла.    
   

- В XVI-XVII веках с помощью филиграни создавались ювелирные украшения, - отмечает Борис ТУПИЧКИН, художник. - В качестве материалов использовались драгоценные металлы. Мы же сейчас работаем изначально с проволокой.

Будущие изделия начинаются с рисунка на бумаге. Затем мастер выкладывает узор из кусочков медной проволоки. В единое целое элементы соединяют при помощи пайки, а нарядный вид им придаёт покрытие из серебра. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особенно изысканный вид.

Нередко филигрань украшают вставками из эмали (в том числе финифтью), а также гравировкой, чеканкой. Всё это только идёт на пользу и работает на создание образа «под старину».

К металлу - с любовью

Выкладывать рисунки из металла - задача непростая. Далеко не каждому это под силу. Кстати, среди мастеров филиграни в Казакове есть и мужчины, и женщины. 

Главное в деле - это терпение. Оно пригодится в работе с мелкими деталями. Например, небольшой сувенирный самовар потребует не меньше недели кропотливого труда. У каждого мастера филиграни свой уникальный почерк. Металлическое кружево никогда не повторяет друг друга. Но одного терпения мало.

- Это дело нужно любить. Чувствовать, понимать, относиться с душевным теплом, - считает Б. Тупичкин. - Промысел может уйти в прошлое, потому что в нём не слишком заинтересована молодёжь. Время от времени к нам приходят молодые ребята из Павловского училища, но надолго не задерживаются. Молодёжь хочет деньги зарабатывать, уходит в юристы и экономисты. А тут работать надо…

Смотрите также: