Певицу Ларису Елину «АиФ-НН» разыскал в Санкт-Петербурге. Наша землячка рассказала о художественном проекте в стране Суоми и о работе в Мариинском театре.
Петь «в стиле»
- Лариса, что значит в вашей жизни Нижегородская консерватория?
- Она значит для меня очень много. В первую очередь - благодаря прекрасным наставникам, у которых посчастливилось учиться. Своим главным педагогом по вокалу я считаю профессора Владимира Ивановича Васильева. Это выдающийся, редкостно одарённый певец - драматический тенор уровня Марио Дель Монако и Франко Корелли. С его супругой и концертмейстером класса Галиной Константиновной у нас сразу сложились очень хорошие отношения.
Мне повезло: выучившись у выдающихся мастеров вокального искусства в Нижнем Новгороде, тонкости колоратурной техники высокого сопрано я затем освоила в Санкт-Петербурге у Валерии Львовны Ивановой - в прошлом солистки Мариинского театра. В Италии стажировалась у знатока техники bel canto - знаменитого баритона Франко Пальяцци. Его партнёршами по сцене были Мария Каллас, Гена Димитрова, Рената Скотто и Мирелла Френи. Слушая его рассказы, трепетала - какая история!
- Как вы пришли к вокалу? Ведь изначально выбрали теоретическое отделение, где, пожалуй, менее всего уделяется внимания развитию голоса и актёрского «я». Что было до консерватории?
- До консерватории закончила с отличием фортепианное отделение детской музыкальной школы № 1 в Дзержинске и там же - теоретическое отделение музыкального училища. Выбрала этот путь сознательно - всегда хотела получить фундаментальное образование, чтобы разбираться в сольфеджио, гармонии и истории музыки. Плюс ко всему эти предметы мне всегда очень легко давались.
Жизнь показала, что я была права. Сейчас от вокалиста требуется очень быстрое и, желательно, самостоятельное освоение любого, классического или современного, репертуара, умение петь «в стиле». Владение фортепиано позволяет мне даже выступать в концертах в качестве аккомпаниатора, а теоретические познания - самостоятельно делать обработки романсов и песен. Пригодилось и школьное увлечение иностранными языками: сейчас пою на многих европейских языках, а также на японском и арабском.
В поисках счастья
- Ваш дебют на театральной сцене состоялся в Арзамасе в партии Леоноры в «Трубадуре» Верди ещё в студенческие годы. В Нижнем Новгороде вы работать не остались. Почему?
- Это был прекрасный момент - Леонора в «Трубадуре»! Но в молодости хочется особенных свершений, и потому уезжаешь из родных мест. Не я одна такая, многие уехали искать счастье…
- К слову о счастье, мечта многих молодых певцов - попасть в Большой или в Мариинский театр. Как вы оказались в Мариинском, у Валерия Гергиева, в каких спектаклях участвовали?
- Судьба подарила мне редкостный шанс - выступать на сцене Мариинского театра. Это, наверное, награда за моё упорство и большую работу.
А решил всё случай. Я приехала в Санкт-Петербург на конкурс Елены Образцовой, познакомилась там с Ларисой Абисаловной Гергиевой. Спела вступительные экзамены в Академию молодых певцов Мариинского театра - и меня приняли! Участвовала в нескольких постановках в Мариинке. Пожалуй, самыми интересными для меня были партии Титании в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь» и Злыдни в премьере нынешнего сезона - «Рождественской сказке» Родиона Щедрина.
- Неожиданно вместе с супругом вы оказались в финской столице, где создали театр «Болеро». Не кроется ли в его названии некоторое отступление от академизма в репертуарной политике? Ведь болеро - это народный танец. Решили знакомить зрителя с разными музыкальными стилями?
- Вы в точку попали: действительно неожиданно мы с мужем оказались в Хельсинки! Решили открыть там театр и назвали его «Болеро», чтобы подчеркнуть - мы не только строгие академические музыканты, а очень даже общительные и весёлые артисты! Концерты и музыкальные вечера проходили с аншлагом, ведь зрители везде любят одно и то же - мастерски спетые и поставленные мелодичные классические шлягеры, романсы и песни, нарядных красивых певиц, эффектное световое и декорационное оформление.
Но искусство есть искусство, а бизнес есть бизнес. Сочетать их очень сложно. Поэтому через какое-то время театр пришлось закрыть, о чем жалею до сих пор.
- Что пожелали бы вы своей alma mater в год её 70-летия? Не планируете в связи с этим концерт в Нижнем Новгороде?
- Конечно, хотелось бы организовать концерт в Нижнем Новгороде или в Дзержинске. Наверное, к юбилею уже не успею. Но, надеюсь, в ближайшем будущем смогу осуществить эту мечту.
А любимой alma mater пожелаю, чтобы там не переводились талантливые студенты: им есть чему учиться у педагогов - профессионалов высочайшего уровня.
Смотрите также:
- Денис Мацуев приехал в Нижний Новгород со своим критиком →
- Жизнь с виолончелью. Человек, идущий впереди оркестра →
- Нижегородская балерина покорила Америку →