Арсенал возможностей. Анна Гор - о воспитании зрителя и музее-навигаторе

Анна Гор © / Артем Пащенко / Из личного архива

Перед открытием обновленного Арсенала корреспондент «АиФ-НН» побеседовал с Анной Гор, директором Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал», о новой роли музеев, об умных зрителях и о том, почему не стоит бояться современного искусства.

   
   

В старинных интерьерах

- Анна Марковна, сегодня Арсенал, с одной стороны, выглядит достаточно современно, с другой - стали видны значимые архитектурные детали здания 1843 года постройки. Такова была реставрационная концепция?

- Это действительно была целая концепция, разработанная для нижегородского Арсенала известными российскими архитекторами. В её основе - принципы международной реставрационной деятельности: при всём желании сохранить и восстановить старину не маскировать новые детали под неё или, хуже того, не додумать что-то за предков.

Скажем, там, где кирпичная кладка в Арсенале старая, она осталась красной, а новая «честно» окрашена в серый цвет. Из 200 чугунных плит пола первого этажа сохранились только 46. Мы по сохранившимся образцам сделали недостающие и положили их рядом со старыми. В других местах, где покрытие было неизвестно каким, лежит новый металл.

- Может быть, центру современного искусства подошло бы новое здание - например, в виде причудливого прозрачного шара?

- Могу точно сказать - строительство нового здания обошлось бы дешевле. Конечно, можно было бы построить для музея стеклянный куб, и это тоже было бы хорошо. Но размещаясь здесь, мы решаем две задачи: с одной стороны - поддерживаем современное искусство, с другой - сохраняем исторической памятник, спасаем нижегородский Арсенал. Реставрация осуществлена за счёт федерального бюджета, и это, если хотите, своеобразная инвестиция в культурное пространство города, области, поскольку в основном в Арсенал ходят жители нашего региона.

- Открытие дополнительных выставочных площадей Арсенала принципиально отразится на культурной жизни города?

   
   

- В этих стенах продолжится работа, которая шла с 2011 года - с запуска первой очереди отремонтированного здания. Мы планируем развивать выставочную деятельность, но теперь выставки будут более масштабными или их будет несколько сразу.

Нам интересны архитектура, дизайн, синтетические виды искусства - например, театральные перформансы, любые музыкальные эксперименты, а также организация лекториев, киноциклов. Человек сможет провести в нашем музее целый день, не утомляясь от однообразия происходящего. Существенно расширим образовательные программы для детей. Время течёт очень быстро, и если сейчас не начать готовить зрителя, начиная с трёх лет, то через 15 лет в Арсенал не придут умные люди нового поколения.

В стенах Арсенала прошлое встречается с будущим. Фото: Из личного архива/ Артем Пащенко

Будь готов?

- Официально Арсенал - центр современного искусства, и вы, по сути, далеки от консервативного понятия «музей»?

- Как раз по сути мы являемся музейной институцией, хотя у нас нет, скажем, коллекции. Но что такое музей в современной культурной ситуации? Мы - место, где изучают и музеифицируют живой художественный процесс. Эта очень важная миссия - выбирать лучшее, что-то предъявлять обществу и смотреть, как предъявленные образцы или остаются в историческом поле, или из него уходят. Никто никогда не делал сразу великое искусство. Кроме того, в современной цивилизации музей становится навигатором в огромном информационном поле, касающемся и искусства, и культуры.

- Современное искусство порой достаточно сложно для массового восприятия. Как подготовить к нему человека?

- Если у человека нет предвзятого отношения к современному искусству, то он уже готов к его восприятию. Приходя в наш музей, вы можете ничего не знать и не понимать в искусстве наших дней. В конце концов, любой музей создан, чтобы общаться с публикой разной степени подготовленности. У нас для решения этих задач есть различные механизмы: аудиогиды, экскурсии, специальные газеты, брошюры, выпускаемые к выставкам. В них мы объясняем посетителям смысл метафор художника. Это образовательная миссия нижегородского Арсенала.

Фото: Из личного архива/ Артем Пащенко

Не любовь, но знание

- Нижегородцам интересно современное искусство? Этот вопрос стоит особенно остро, учитывая новые возможности Арсенала.

- За прошлый год к нам пришло 72 тыс. человек. Конечно, это не рекорд для нашего огромного города, где наверняка есть гораздо больше людей, интересующихся или способных воспринять современное искусство.

Мы изучали нашу аудиторию: это думающие люди с очень хорошим образовательным цензом, с серьёзным положением в обществе. К нам ходит хороший средний класс, люди, которые уже решили проблемы питания и стали думать о проблемах души и интеллекта. Современное искусство заставляет человека думать, а массовое - даёт готовые рецепты.

- Почему, по-вашему, россияне чаще отдают предпочтение классическому искусству?

- Этому есть очень простое объяснение: мы на 70 лет выпали из мирового культурного контекста. Наша страна десятилетиями была оторвана от практики искусства, не развивалась вместе с ним.

Когда железный занавес пал, оказалось, что мы к восприятию современного искусства не готовы и оно нас вообще пугает. Не буду спорить: современное искусство порой пользуется провокационными практиками, но ставить знак равенства между ним и этими практиками нельзя.

И ещё: современное искусство совершенно не обязательно любить! Меня очень часто спрашивают: почему я люблю современное искусство? Всегда отвечаю: «Я его не люблю, но считаю необходимой частью человеческой культуры и поэтому должна его знать». А как зритель я люблю, например, немецкие алтари XV-XVI веков, то есть средневековую живопись, и могу любоваться ею бесконечно. Но понимать и знать современное искусство - значит находиться в современности.

Смотрите также: