Жизнь с виолончелью. Человек, идущий впереди оркестра

Татьяна Чикалова © / АиФ

   
   

Ещё студенткой консерватории мечтала не о сольной карьере, а о работе в хорошем оркестре. О своём выборе Татьяна Юрьевна, доцент Нижегородской консерватории, нисколько не жалеет.

Не надо было уговаривать

- Татьяна Юрьевна, ваше появление на эстраде напоминает строго установленный ритуал: за вами, словно по команде, следуют остальные музыканты.

- Объяснение очень простое: пульты виолончелистов расположены в нашем симфоническом оркестре справа от дирижёра. Поэтому сначала выходим мы, а потом другие инструменталисты.

- Нынешний год для вас особенный - четверть века назад окончили Ленинградскую консерваторию и столько же времени играете в академическом оркестре, двадцать лет являетесь концертмейстером своей группы, а 19 января отметили собственный юбилей. Как вы пришли в искусство?

- Мои родители, особенно папа, очень хотели, чтобы я училась музыке.

- Они музыканты?

   
   

- Нет, но это был, наверное, тот редкий случай, когда совпали желание родителей и стремление ребёнка: меня не нужно было уговаривать идти на урок к педагогу. В пять лет, взяв папку с нотами, я не просто шла - мчалась сначала в студию Дома культуры имени Орджоникидзе, а потом - в 11-ю музыкальную школу в Сормове. Дальше, как у многих: музучилище, консерватория, ассистентура-стажировка.

- А почему виолончель, не скрипка, например, или фортепиано?

- Произошло всё чисто случайно. На отделение фортепиано в то время существовал большой конкурс, а класс виолончели в Сормовской музыкальной школе только образовался: к молодому педагогу Татьяне Михайловне Осиповой принимали всех желающих.

Быть лидером

- У вас особый дар проникновения в смысл нотного текста, прекрасное чувство стиля и тонкий художественный вкус. Это влияние ленинградской школы?

- В Ленинградской консерватории у меня был замечательный педагог Алексей Алексеевич Лазько, в прошлом виолончелист Мариинского театра. Он учил нас не только оркестровой культуре, требовал не просто воспроизведения написанного в нотах, а трепетной передачи слушателям замысла композитора.

- Вам это удаётся?

- Надеюсь, что да. Но, как вы понимаете, я всегда критически отношусь к тому, что делаю на эстраде: после концерта пытаюсь разобраться, всё ли получилось у меня и моих музыкантов.

- Вы считаете себя лидером?

- В своей группе - да. Концерт-мейстер обязан быть лидером, задавать тон, добиваясь мягкого виолончельного звучания. Опрятность интонационную, широкий кругозор стараюсь привить и своим ученикам в консерватории, где двадцать лет веду класс.

- Доцент Татьяна Юрьевна Чикалова - строгий педагог?

- Скорее требовательный, но всегда учитываю творческие возможности и способности каждого студента.

- У вас обширный оркестровый и сольный репертуар, какому виду исполнительства отдаёте предпочтение?

- Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Уникальна и неповторима каждая область музыки. Если ты профессионал, нельзя замыкаться только на сольном или ансамблевом вариантах: одно дополняет другое.

- Виолончельное искусство давно популярно у слушателей: была эпоха Пабло Казальса, Мстислава Ростроповича. А сейчас?

- Есть немало талантливых, успешно концертирующих музыкантов, но не такого масштаба, как Ростропович или Казальс. Может быть, со временем появится новый гений виолончели. Мне и моим музыкантам повезло: на Сахаровских фестивалях в Нижнем много общались с Ростроповичем, становились участниками его импровизированных мастер-классов.

- Известной австрийской скрипачке Анне-Софи Муттер принадлежит такой афоризм: «Жизнь без музыки - это жизнь в заблуждении». А что значит она для вас?

- Музыка сопровождает меня с пяти лет. Это моё призвание и профессия, ей отдано много лет жизни. Значит, живу не в заблуждении…

Смотрите также: