Юрий Башмет: «Нижегородцы встречали меня с топленым молоком и с ключом от полулюкса»

Фото: Вера Звездова
Тот, кто в минувшее воскресенье заглянул в Кремль около четырех часов вечера, мог наблюдать эксклюзивную картину, – по кремлевской территории разгуливали Юрий Башмет, Денис Мацуев и Константин Хабенский. 
Все они приехали на XII Международный фестиваль искусств им. А.Д.Сахарова и в ожидании пресс-конференции решили подышать свежим воздухом, как «простые смертные». Но побыть таковыми им мешали щелкающие фотокамеры вмиг набежавших журналистов. Знаменитости реагировали спокойно – за долгую профессиональную карьеру уже привыкли.
Фото: Вера Звездова

Юрий Башмет в компании Дениса Мацуева рассматривает подарки от Нижегородской филармонии


Разве что обычно отзывчивый Башмет так и не услышал просьбу «повернуться так, чтобы в кадр вошла филармония». Позже художественный руководитель фестиваля Ольга Томина расскажет, что он приехал к нам после длинного тура по США, Тайваню и Израилю – «чуть живой, но бодрый и энергичный». И вечером маэстро это докажет, но, видимо, до концерта контакт с реальностью давался ему нелегко…

 
Впрочем, на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, прославленный музыкант сконцентрировался и на вопросы отвечал внятно и четко. Признался, что Нижний дорог ему как город, который одним из первых принял альт в качестве сольного инструмента. И что он до сих пор помнит, как его, молодого исполнителя без званий, на нижегородском перроне, вопреки существовавшему тогда табелю о рангах, встречали с топленым молоком и с ключом от полулюкса.
Но усталость все же давала себя знать, иначе вряд ли вырвалось бы у маэстро признание, что, мол, больше всего ему нравится находиться на одном месте, репетировать и играть разные программы. «Это гораздо приятнее, чем каждый день перелетать, распаковывать чемоданы, обустраиваться и бежать на концерт»…

 
Что касается концерта, то Юрий Башмет вместе со своим оркестром «Солисты Москвы» и Константином Хабенским приготовили блестящую программу: Шнитке, Шуберт и Сен-Санс. Юрий Абрамович свой выбор объяснил так:

 
- Шнитке имеет прямое отношение и к моей жизни, и к Нижнему Новгороду. Здесь я играл его премьеры, здесь был и единственный при жизни Альфреда авторский фестиваль его музыки. К тому же Трио-соната – это изумительное произведение, почему я и сделал переложение для струнного оркестра. Кстати, это был первый мой опыт такого рода, и мне было нелегко. Настолько, что, выписав пять страниц, я заболел – поднялась температура. В итоге переложение, по моей просьбе, дописала студентка композиторского факультета, которая была влюблена в музыку Шнитке. И когда я принес партитуру Альфреду, он спросил: «Ты это сделал первый раз? Поздравляю! Начиная с шестой страницы – просто замечательно!..» 

 
После концерта мнения публики разделились. Но при всем восхищении мастерством артистов в шубертовской Сонате «Арпеджионе» и тонкой иронией – в сен-сансовском «Карнавале животных» я бы все-таки выделила исполнение Трио-сонаты для струнного оркестра Шнитке – Башмета. Это по-настоящему цепляет…

  

   
   

Смотрите также: