Как в 84 года сохранить любовь к профессии?

Фото:

Это лишь часть творческой биографии талантливого музыканта. В свои 84 она активно выступает и на пенсию не собирается.

   
   

В 15 лет – сразу в оркестр

Полина Яковлевна родилась в Киеве семье, где любили и ценили искусство. Папа – художник, мама прекрасно пела, старший брат занимался музыкой – много лет работал у Утёсова в Москве.

- И вот в пять с половиной лет мама меня отвела к профессору консерватории. Во мне увидели способности и стали учить скрипке. 6 лет я занималась в детской музыкальной школе. Пока не грянул 1941 год, - вспоминает наша героиня. – Мы эвакуировались в Оренбург. Жили очень тяжело, было не до музыки. Папа устроился работать на летнюю эстраду оформителем, там же нам выделили комнатушку. И первую скрипку в эвакуации мне купили на рынке.

Тогда в Оренбурге был в эвакуации Ленинградский малый оперный театр. Юную исполнительницу услышал дирижёр и пригласил на работу в оркестре. Ей было всего 15 лет. А в 20 лет она стала концертмейстером Оренбургского театра музыкальной комедии. - Меня привлекала даже не сама скрипка, а игра в оркестре. Признаюсь, я большая лентяйка, я не люблю заниматься, - улыбается Полина Яковлевна. - Мне давалось всё очень легко, но я обожала выступать в оркестре.

«Она будет моей женой»

В 1952 году творческий путь нашей героини совершил резкий поворот. На конкурсе исполнителей в Казани её увидел педагог из Свердловской консерватории.

- Он внушал мне, что нужно обязательно продолжать учиться. А потом, поняв, что уговоры не помогают, летом, пока я была на гастролях, приехал к моим родителям в Оренбург, забрал документы. Мне пришлось ехать в Екатеринбург. Но, даже учась в консерватории, я не прекращала работать. У меня за всю жизнь нет перерывов в трудовой книжке, - говорит скрипачка.

По окончании консерватории у Полины Яковлевны было 4 направления, но она выбрала то, где давали квартиру – она хотела обеспечить нормальное существование для родителей. И уехала в Пермь. Там она нашла не только хорошую работу, но и любовь.

- Мой будущий муж – пианист и дирижёр Адольф Яковлевич – увидел меня за кулисами театра в Перми. И сказал: «Как она играет! Она будет моей женой». Об этом я узнала лет 20 тому назад. Нас объединила музыка, - улыбается скрипачка. - Отношения специфические – два музыканта, постоянные споры о спектаклях, музыке. В быту человек совсем не приспособленный. Его интересовала только музыка!

«Дирижёр – титанический труд»

Можно сказать, что в Горький Полину Яковлевну увёз муж. Ему очень хотелось работать в нашем городе. И в 1964 году наша героиня приехала концертмейстером в Горьковский театр оперы и балета, где и служит до сих пор.

- 24 мая я уволилась из Пермского театра, а 25 мая я уже вышла на работу в Горьком. В театре меня встретили очень хорошо! Главным дирижёром здесь работал Александром Давидовичем Шморгонером, с которым мы познакомились ещё в Свердловске, потом он меня пригласил в Пермь, и он же нас пригласил в Горький. После моего первого выступления мне сказали много хороших слов.

Отдельная песня – взаимоотношения исполнителей с дирижёрами. Полина Яковлевна признаётся, ей повезло: у неё всегда складывались хорошие отношения.

- Мой покойный муж – дирижёр, именно поэтому я знаю, какой это титанический труд! – уверена наша героиня. - Настоящий дирижёр должен быть знающим, эрудированным, культурным, знать не только партитуру, но и всю предысторию создания этой музыки. Исполнитель должен чувствовать, что дирижёр на много голов выше. Он обладает такой аурой, к которому все музыканты тянутся. За это можно простить все человеческие недостатки.

Полина Яковлевна признаётся, что работать с мужем-дирижёром крайне сложно: - У него была феноменальная память, он работал без партитуры. Я переживала, чтобы всё проходило удачно. В 80-м году у него был инфаркт. Он восстановился, встал за пульт, но я очень беспокоилась о его здоровье…

Нам ближе музыка

Много в этой жизни у Полины Яковлевны связано с Нижегородским оперным театром. С ним она объездила пол-России и много раз выезжала за рубеж.

- Гастроли всегда сплачивали коллектив. Мы забывали о бытовых проблемах. В 1993 году мы впервые выехали за рубеж. Это был остров Мартиника. Просто мечта! Мы выступали с «Аидой». Первый раз в «Боинге», первый раз в Париже. Всю ночь мы гуляли по городу. А потом прилетели через Атлантику на остров – попали в жаркую сказку у моря. Публика нас принимала очень горячо. На первом концерте в зале погас свет, и… мы сыграли финал в темноте. Директор театра Анна Дмитриевна Ермакова воскликнула: «Я горжусь нашим оркестром». Кстати, наши гастроли могли сорваться. По дороге в Москву, в поле у нас сломался автобус – были все шансы опоздать на рейс. Это мировой скандал! Анна Дмитриевна отправилась на поиски автобуса и привезла его с ближайшей автостанции. Мы езда успели на посадку…

К слову, во всех заграничных гастролях нижегородский оркестр принимали очень тепло. Ездили во Францию, Италию, Германию, Испанию.

- Но лучше всех – российская публика. Нам, видимо, внутренне ближе музыка. Нижегородский зритель нас без «браво» не отпускает. Часто подходят после спектакля к нам, говорят спасибо, - рассказывает артистка.

«Любите своё дело»

Вопрос об уходе на пенсию для Полины Яковлевны вообще не стоит. - Мне и сейчас работать легко! Смешно сказать: в свободный вечер меняю давление – повышенное. Прихожу с самого тяжёлого концерта – нормальное. Работа увлекает и снимает напряжение. Я в своей жизни много выступала с температурой, даже с радикулитом. Всё как рукой снимает. После спектакля и кашель проходит. Работаешь не из под палки. У нас в оркестре много пенсионеров. Они трудятся с удовольствием. Музыканты редко берут больничные. Я и нашей молодёжи желаю – любите своё дело! – советует Полина Войскунская. – не деньги важное в нашей профессии…

Конечно, есть проблемы. Действительно у музыкантов и у артистов – мизерные зарплаты. Служителям искусства порой просто нечем кормить семью. Это, к сожалению, общероссийская ситуация.

- У театра много проблем. Давно не было гастролей. Надеюсь, весенняя поездка в апреле в Европу оживит оркестр, подстегнёт молодёжь. Это очень трудно, интересно и почётно. Возможно, это вернёт интерес к нашему театру у зарубежных импресарио, - подчеркнула Полина Яковлевна.

 

   
   

Смотрите также: