Артемий Троицкий: «Олимпиады в Сочи не будет»

   
   

Артемий Троицкий рассказывает, удивляет, возмущает. Словом, делает то, что обычно делает критик:

Современная музыка. В принципе, музыка как-то более или менее развивалась вплоть до середины 90-х годов, в ней появлялось что-то новое. Последними новостями были электронные стили. После этого, вот уже 15 лет прошло, ничего нового в музыке не было. Я считаю, что сейчас есть много всяких хороших групп – и новых, и старых. Но чего точно нет – это каких-то мощных новых идей. Думаю, что произошло это после того, как продюсеры выбили знамя из рук артистов и заявили, что вот они теперь главные – а артисты – наши пролетарии, которых мы снимаем с панели, со станка, умываем и учим, что им надо петь и говорить на пресс-конференциях. Дела в музыке пошли гораздо хуже, музыка стала скучнее. Но сейчас, с развитием Интернета – погибели продюсеров, дело будет поправляться.

Музыка для души… Мне по работе много чего приходиться слушать, а вот для души… Я обычно ставлю музыку, которая нравится моим гостям, например, или моим детям. Я как-то их ублажаю. Себя я уже давно ублажил в музыкальном смысле.

Музыкальные прогнозы. Когда в конце 70-х годов появился стиль рэп – все думали, что это анекдот на один сезон, потому что это вообще не музыка. Трудные подростки что-то бубнят под ритм… Такой временный музыкальный анекдотец, который сойдёт на нет через год. Но всё случилось наоборот. Мир музыки не поддаётся прогнозированию.

Формат – это нарушение прав человека. Нарушение свободы слушателя. У нас все радиостанции чудовищные. Я, действительно, считаю, что свободные люди должны слушать свободное радио. Поэтому на самой правильной радиостанции должна звучать вся музыка, включая, скажем, классическую, фольклор, джаз, электронику, рок… Там должно быть всё! Пусть это будут разные сети вещания, но чтобы люди могли обязательно найти что-то для себя.

Абсолютно равнодушен к творчеству Майкла Джексона. Считаю, что вообще его значение невероятно преувеличено, и я прекрасно понимаю, зачем и каким образом это всё делается. Этот человек – коммерческая история. Майкл Джексон достаточно заурядный артист, которого сравнивать с какими-то великими гениями поп-музыки, просто смешно. Я думаю, что пройдёт энное количество лет и от Майкла Джексона в истории популярной музыки останется одна единственная песня «Billie Jean», потому что больше ничего хорошего он не написал. Что касается его танцевальных способностей, они вполне хороши, хотя и не феноменальны. И тут он, кстати говоря, ничего нового не придумал. «Лунную походку» придумал, как известно Марсель Марсо.

   
   

Книги читать люблю. В электронном виде я не читаю. Поэтому покупаю очень много книг. Моё любимое культурное событие в Москве – это большая книжная ярмарка Non Fiction. Я трачу там много времени и денег, уношу оттуда непосильные тяжести. Последняя прочитанная книга – Ясутака Цуцуи «Сальмонельщики с планеты Порно». Очень хорошая смешная книжка. Вы можете прочитать её, если вам нравится Мураками. Мураками культурный писатель, а Цуцуи дикий, юморной. Русских писателей я тоже читаю. Мне нравится ваш замечательный земляк и я смею надеяться, мой приятель, Захар Прилепин, нравится ещё ряд писателей, которые Прилепину не нравятся, скажем Сорокин и Пелевин.

Из мировых событий меня интересует в основном экологические проблемы. Очень хотелось бы, чтобы весь мир осознал то, что если мы сейчас не сделаем что-то с экологией, в частности с глобальным потеплением, то нашим детям будет очень плохо жить. А наши внуки, скорее всего не смогут жить на этой планете вообще. По-моему, это очевидно. Я считаю, что более насущной проблемы нет. Всё остальное – эти кризисы, деньги, экономика – на это плевать! Потому что экология это вопрос жизни и смерти.

Всё, что я делаю – я делаю в семье. То, что считают моей профессией – это на самом деле побочные результаты моей семейной жизни. Скажем, захотелось моему ребёнку какую-нибудь передачку на телевидении – я думаю, надо что-то сделать. Вот и завёл телепрограмму. У меня сейчас идёт телепрограмма «Профессор Троицкий и товарищ Артем» на экзотическом канале Style. Шизофреническая программа про моё раздвоение личности. Очень весёлая. И в общем-то всё, что я делаю, я делаю исключительно для своих жён и детей. У меня их много. Души в них не чаю, провожу с ними очень много времени. А раньше мне это нравилось меньше. Объясняю это какими-то инфантильными своими качествами и молодёжной заточенностью, которой я страдал примерно до 50 лет. Потом почувствовал, что домой потянуло. И утянуло. Так что я теперь дома. Семью, дом я очень люблю.

Москва – это город напыщенный, быдловатый, как страна Америка в своё время. Сейчас Америка стала гораздо лучше в этом смысле. Джордж Буш младший их так в дерьмо макнул, что, я заметил, что у американцев впервые появились какие-то человеческие эмоции, типа самоиронии, самокритичности. Раньше они были, как обезьяны у Киплинга: «мы самые лучшие, самые крутые, мы так говорим, значит, так оно и есть». Вот то же самое сейчас город Москва. Я не люблю Москву. Причем, если раньше я относился к Москве без восторга, но более-менее лояльно, то сейчас я могу сказать, и говорил это и московским СМИ, Москва – отвратный город. Практически не пригодный для проживания в нём. Всем москвичам и гостям столицы я сочувствую. Одна из главных черт города – то, что Москве нет никакого дела до того, что происходит за её пределами. Даже до Питера нет дела. Москва знает – у нас всё бабло. И всё тут. Такого города как Нижний Новгород для Москвы просто не существует. Существует такие города, как, скажем, Владивосток. Потому что у них машины с правым рулём и водители устраивают акции протеста. Ну, про Сочи ещё слышали. Есть у нас такой город. Мой прогноз, что олимпиады в Сочи вообще не будет. Сочи – это чёрная дыра, это город-помойка. Других русских городов для Москвы нет. Может, помнят, что кто-то где-то родился – какая-нить группёшка типа «Uma2rmaH». И приходят мысли о том, что когда-то они ходили по улице Покровка, босые… и пасли на ней коров.

Нижний Новгород. За день, что я провёл в вашем городе вне гостиницы и телевидения, во-первых, мне понравилось то, что построили мост от вокзала в Кремль. Хороший такой путь. Ещё я заметил, что восстановили несколько церквей. Это очень здорово. Тут же большевички в своё время снесли практически всё. То, что я сейчас увидел – мне очень понравилось.

Путешествия… бывают, но не так часто, как хотелось бы. У меня очень много занятий, и эти занятия меня, как Гулливера, нитями привязывают к нелюбимому городу Москве.

Для москвича трудно найти что-то более экзотическое, чем город Нижний Новгород. Турция, Египет, Болгария и Испания – это просто у нас как лестничная площадка. А вот Нижний Новгород – Wow! Старик! И ты выжил?! – это экстрим называется.

Отдых – это приключения на диване. Понятия weekend у меня нет. Воскресение – для меня самый напряжённый рабочий день. Для меня нет понятий рабочий день, рабочая неделя…у меня это всё размазано. Понедельник начинается… даже не знаю, когда. Вся моя жизнь один сплошной weekend. Отдых без границ.

Студенчество. Я был очень плохим студентом. В Московском университете информатики, который я в своё время закончил (тогда он назывался Московский экономико-статистический институт), обо мне до сих пор ходят легенды, но не потому, что я стал известным, а потому, что я был жутким студентом. Я был единственным студентом в истории этого университета, которого отчислили с военной кафедры. Меня отчислили с военной кафедры, после этого меня тут же должны были забрать в армию, на что естественно рассчитывали руководители военной кафедры, но даже этого им не удалось сделать. Потому что я тут же быстренько всё сообразил и получил от армии полный закос. Кроме того, я не писал ни курсовые работы, ни диплом, я вообще ничего не писал. Своим друзьям я приносил какие-нибудь новые модные пластинки – они за это дело делали мне курсовые работы. Девушек я сводил на концерт «Машины времени», а они написали мне диплом. Как я сдавал экзамены – я не помню. Я не хочу быть лицемерным человеком, поэтому, когда я стал преподавателем, переполз на ту сторону баррикад, я понял, что с моей стороны было бы нечестно и подло быть строгим преподавателем. Поэтому я всем всё ставлю и никого ни о чём не спрашиваю. И студенты меня за это любят. Между тем как я был ужасный студентом и тем, как я стал прекрасным преподавателем, был интервал с 1977 по 2003 год. Почти тридцать лет. За это время я прочитал разные книги и свои выпустил… Университет сделал мне предложение, с которым я с удовольствием согласился.

Отношение к молодёжи. Мне хоть и пошел 55 год, я по-прежнему неплохо отношусь к молодёжи.

Год уходящий запомнился мне тем, что я женился. На будущий год, открою пока что один единственный секрет, я планирую обвенчаться.

Волшебный ящик. У меня есть ящик, куда мне приносят музыку, различные приглашения… Я всё это слушаю. Куда же мне деваться?! Я так открыл когда-то группу

«Замша», недавно открыл для себя группу «Четыре позиции Бруно». Мне изредка приходится выбрасывать диски, если музыка мне не нравится. Я это очень не люблю. Чтобы диски не выбрасывать я передаю их дальше. Адрес волшебного ящика – Новый Арбат, дом, 1. Москва, естественно.

Главное правило в жизни – быть самим собой.

СПРАВКА

Совсем недавно вышли переиздания пяти книг Артемия Троицкого. Книги посвящены музыке и связаны между собой. Переизданные «Гремучие скелеты в шкафу» состоят из двух частей: «Запад гниет» и «Восток алеет». В двухтомник вошли статьи, написанные Артемием Троицким в его «юношеский» период с 1974 по 1991 год. «Запад гниёт» посвящён западной музыке, «Восток алеет» – року в СССР. В новом издании Артемий ничего не менял, лишь дополнил статьи своими комментариями.

«Back in the USSR» – книга интернациональная. Впервые она была издана в Англии, а в СССР только в 1991 году. Считается первой в мире энциклопедией русского рока. «Поплекс» – совсем новая книга. Современное издание представляет собой своего рода справочник, в котором собраны всевозможные понятия нынешней поп-музыки, которым автор дает объяснения и комментирует. В ней есть и понятие стилей, направлений, сленга… Само же название – «Поплекс» – сокращение от «Поп лексикон».

«Я введу вас в мир Поп…» является самой любимой книгой студентов, потому что представляет собой конспекты лекций Артемия Троицкого для факультета журналистики МГУ. Кстати, издана книга была во многом благодаря студентам:

– В 2005 году ко мне пришли студенты и принесли мне толстенную распечатку. Оказывается, всё то, что я им преподавал, они записывали на цифровые магнитофоны. Затем они всё расшифровали и напечатали. Сказали, что, по их мнению, это всё очень хорошо читается. Тогда я перечитал и решил, что и, правда, хорошо. Издали, – рассказывает критик. – Мне очень нравится обложка книги. На ней моя фотография – я в смокинге и в шляпе-котелок. Это работа известной фото-художницы Анны Жерновской, снявшей Владика Монро.

Смотрите также: