Авторство большинства богослужебных напевов римских литургий приписывается папе Григорию I Великому, откуда и название «григорианика».
Недавно коллектив выступил в Нижнем. И пришёл в восторг от вида Стрелки и от закулисья нашего оперного театра.
Из церквей - на эстраду
Хотя Gregorian и считается коллективом немецкого происхождения, в нём, безусловно, преобладают «английские» голоса. В чем тут секрет? Об этом «АиФ-НН» рассказал ветеран Gregorian Ричард КОЛЛИЕР.
Дело в том, что создатель ансамбля Франк Петерсон набирал вокалистов с особым расчётом. Для него было очень важно «взять» в новый проект специфическую манеру культового монашеского пения, сохранившуюся в веках практически в неизменном виде и по сей день существующую в английских церквях. И потому Петерсон, опытный продюсер, прослушивал британских вокалистов именно среди солистов, имеющих опыт работы в церковных хорах.
Результат не заставил себя ждать: дух музыки раннего средневековья удивительным образом, через тембры голосов и манеру пения, воссоздаётся даже в рок-хитах XX века, отстоящих от григорианики на добрые полтора тысячелетия!
С другой стороны, всплеск «менестрельной», «богослужебной» и прочей связанной именно с ранним средневековьем тематики и символики имел место именно в рок-культуре... Впрочем, это отдельная серьёзная культурологическая история...
Любовь по расчёту
По словам Ричарда, всё произошло исключительно на волне продюсерского чутья и коммерческого расчёта. Да, в конце 1990-х масскульт захлестнула «мрачная монашеская тематика», в частности детективные триллеры Дэна Брауна и его многочисленных подражателей...
- Нет-нет, создавая новый коллектив, Фрэнк Петерсон, опирался именно на саунд, на звучание а-ля Enigma, которой он как раз тогда, в 1991-м, активно занимался, - протестует Ричард. - Всё шло именно от пения. По праздникам, посещая монастыри и слушая традиционные гимны, Фрэнк отмечал неподдельный интерес туристов со всего мира к монашескому пению. Среди публики, внимавшей строгому и величественному звучанию, было много молодёжи, традиционно считавшейся сугубо аудиторией поп-музыки. И Фрэнк вдруг подумал: «А отчего бы и нет?» Так и появились Gregorian.
С 1998 года они находятся на гребне успеха, активно гастролируют. Их нынешнее турне, в рамках которого коллектив прибыл в Нижний Новгород, включает в себя 75 городов! Между тем они отнюдь не считают себя суперзвёздами, их, по свидетельству организаторов, райдер предельно прост, а требования более чем разумны: для нормальной работы музыканты должны высыпаться, хорошо питаться - и только.
Играют всё!
Как оказалось, российские слушатели воспринимают музыку Gregorian совершенно иначе, нежели европейцы. «Для русской публики григорианский хорал - это совершенно новый, незнакомый жанр! Если в Германии или во Франции никого не удивишь хоралом, то для слушателей в России наши выступления кажутся интересными, необычными и диковинными», - отметил вокалист.
Впрочем, в рамках программы звучали не только хоралы, но и академические сочинения, и рок-композиции. Правда, всё в фирменном «григорианском» звучании: в исполнении мужского вокального ансамбля и солистки Амелии Брайтман в сопровождении рок-банды. Большой концерт сопровождался зрелищным шоу и, по идее, вполне мог поразить непосвященных своей мистериальностью.
На вопрос, в каком же стиле существует Gregorian - рок, поп, нью-эйдж или, может, фолк, Ричард Коллиер ответил хитро: во всех сразу!
- Сложно описать одним словом: это смесь средневековой церковной музыки с современными идеями. То, что мы исполняем, черпается из бездонного колодца, тем более что мы включаем в репертуар хиты самых разных направлений. Где-то делаем потяжелее, с акцентом на гитары и в стиле рок. В иных песнях главенствует ансамблевое пение, подобно тому, как это принято в культовой традиции. В любом случае получается величественно, стройно, и это разнообразие привлекает любителей всех стилей. Кстати, многие наши слушатели услышали григорианику не в церкви, а именно на эстраде - в нашем исполнении.
…Как бы ни ругали старинное здание Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина, именитым гостям оно ужасно понравилось! Сами Gregorian были в полном восторге от потемневшего потолка с лепниной, от каморок-гримёрных и настоящих деревянных полов. А что до их рабочих сцены, те выражали бурные восторги по поводу сценического пространства, которое, по их словам, напоминало настоящий «фокусный ящик». «Здесь можно много чего разместить и добиться различных неожиданных эффектов», - в весёлом удивлении отмечали гости. Задвинутые вглубь элементы декораций к оперным спектаклям, в частности майский шест из оперы «Черевички», подверглись разглядыванию и ощупыванию...
Пока техперсонал дружно монтировал аппаратуру, некоторые вокалисты Gregorian успели прогуляться по Нижнему Новгороду и полюбоваться Стрелкой. «Что Темза для Лондона - то и Волга для Нижнего Новгорода», - признали музыканты-англичане.
Смотрите также:
- Король домры: Александр Цыганков - об исконно русском →
- Музыка на слова. Артём Варгафтик о классике и попсе →
- Кстовские музыканты готовятся установить рекорд →