Император на плахе. В Нижнем поставили символичную драму Мережковского

Ирина Гладунко / АиФ

Распятый император, символизм предательства и призрачность любви и преданности. Всё это – в новом спектакле по роману Дмитрия Мережковского «Павел I».

   
   

Готовы идти на риск

Спектакль получился яркий, интересный, фестивальный. В театре этого и не скрывают – хотели сделать хорошую качественную постановку к Горьковскому фестивалю. И по реакции зрителей на премьере можно сказать - получилось.

Фото: АиФ/ Ирина Гладунко

Елена Невежина, московский режиссёр-постановщик, из многих предложенных ей пьес авторов Серебряного века и начала XX столетия выбрала Дмитрия Мережковского.

«По первому образованию я историк, закончила МГУ. С истфака увлекаюсь символизмом, который и привёл меня в театр. Рядом оказались смелые люди - в Нижегородском театре драмы готовы идти на риск, на эксперимент», - высказалась режиссёр.

Придать особую политичность истории замысла не было, говорит Е. Невежина. Скорее, здесь речь идёт о человеческом выборе, о его разговоре с Богом, с вечностью.

Выбор приходится делать всем героям. Тяжёлая душевная ноша для Александра – придать ли отца и взойти на престол или оставить всё как есть. Трагичный выбор Павла – отдаться ли в руки заговорщикам, зная о предательстве, или покарать.

Фото: АиФ/ Ирина Гладунко

«Как сделать выбор – убить отца или оставить в живых? – рассуждает Сергей Блохин, заслуженный артист России, исполнитель роли военного губернатора-главного заговорщика. – Страшный выбор, невозможный – уничтожить родителя или погубить Россию. Для артиста сыграть такую роль – потрясающий шанс».

   
   

Открыли новую звезду

Павла I сыграл Евгений Зерин – представитель молодого поколения нижегородской драмы. За 10 лет артист дорос до роли императора. И, честно сказать, справился с ней отлично. Его Павел такой разный – наивный и властный, разумный и помешанный, трогательный и отвратительный, любящий и прелюбодействующий, строгий отец и пылкий возлюбленный. Тираном, конечно, его не назовёшь. Это «бедный, бедный Павел», которого очень жаль.

Фото: АиФ/ Ирина Гладунко

«Мы с режиссёром Расой Торнау гордимся, что открыли новую звезду – Женю Зерина. Надеюсь, что нижегородцы помогут ему взойти на Олимп. В спектакле задействованы прекрасные актёры – Сергей Блохин, Тамара Кирилова, всеми любимая Мария Мельникова. Отдельно хочу сказать об Иване Бычкове в роли Александра. Он как актёр совершил подвиг. Скажу по секрету, у него после премьеры носом кровь шла от волнения. Вот так артисты отдавались процессу», - призналась Елена Невежина.

Сам восходящая звезда Евгений Зерин признаётся, что работать было легко – репетиции пролетели, как один миг.

«Павел понимает, что произойдёт. И свой трагический выбор – взойти на плаху, погибнуть, чтобы сын стал императором – он делает осознанно», - считает исполнитель главной роли.

Фото: АиФ/ Ирина Гладунко

Очень символична сцена казни императора – Павел с верёвкой на шее, замершие в ожидании палачи, скрытые за маскарадными масками, и танцующие нимфы, оплакивающие уходящую «павловскую» Россию.

Пространство для жертвы

Не покривлю душой, если выделю декорации, уникальное сценическое решение как отдельного персонажа. Тёмная тень на заднем плане - образ императора Петра на вздыбленном коне. «Медный всадник» застыл над происходящей расправой. Чёрные плащи, безликие, бестелесные фигуры, одетые в тёмных мантии - безмолвные свидетели и вершители событий, необратимые, неотвратимые, как рок. За такую сценическую красоту спасибо Дмитрию Разумову, художнику-постановщику (Москва).

«Павел I» - историческая драма. Нужны были исторические костюмы той эпохи. Для меня работа над этим спектаклем – подарок судьбы. Я люблю эпоху раннего ампира, возвращающего нас к античности. С другой стороны, нужно было учесть символизм Мережковского. Действие спектакля происходит в загадочном Михайловском замке. Мы создали очень мистическое пространство, где произойдёт жертвоприношение. И всё это – в эстетике символизма, декадентства», - рассуждает художник.

Фото: АиФ/ Ирина Гладунко

Правда, на историческую правду пришлось всё равно потратиться. Одних пуговиц на костюмы потребовалось аж 800 штук. Но они, по мнению художника, сыграли свою роль. Спектакль на ура прошёл на Горьковском фестивале и, надеемся, порадует и нижегородского зрителя в этом театральном сезоне.

Смотрите также: