«The Shin»: в конце дороги виден дом

Фото с сайта http://www.theshin-music.com

Нижний Новгород, 23  ноября-АиФ-НН. Для тех, кто еще не знает – это грузинское трио, музыканты которого много лет живут в Германии, являются звездами мирового уровня и играют беспрецедентный этно-джаз-роковый «иберо-кавказский» микст, да еще и с танцами.

   
   
Танцора зовут Александр Чумбуридзе. В составе трио – гитарист Заза Миминошвили, поющий бас-гитарист (или играющий на бас-гитаре вокалист?) Зураб Гагнидзе и вокалист Мамука Гаганидзе

 
Собственно грузинское слово «шин» можно перевести приблизительно как «чувство далекого дома». Об этом и многом другом рассказал замечательный гитарист и интеллигентный собеседник Заза Миминошвили в эксклюзивном интервью.

 
- Вы приезжаете в Нижний Новгород в третий раз. Известно ли вам, что два с половиной века назад в нашем городе был предводителем дворянства ваш соотечественник – князь Грузинский?


- Да, мне сказали об этом вчера, и я был очень приятно удивлен.

 
- То есть на улице Грузинской вы не побывали, остатки усадьбы не видели?..

 
- К сожалению, нет. Видимо, в следующий раз. В прошлый приезд мы успели погулять по кремлю и подышать удивительным воздухом древней истории. Но, поверьте, наш гастрольный график нечасто дает возможность смотреть достопримечательности, а порой мы и вовсе теряемся в пространстве. Помню, приехали в один город. Дело было ночью, шел мокрый снег. Нас встретили, отвезли в гостиницу. На следующий день мы встречались с менеджерами, затем ожидался концерт и очередной переезд. И вот, сидя на этой встрече, я поймал себя на неожиданной мысли, что не знаю, где мы находимся. А между прочим, это был Париж!

 

Мы договариваемся непременно сходить на Грузинскую в следующий приезд. Себе даю задание: найти в подарок музыкантам какую-нибудь достойную книгу о роде князей Грузинских в Нижнем Новгороде. 



Все свое вожу с собой


- Вы давно покинули родину, но наверняка возите с собой какие-то привычки. Какие?


- Хороший вопрос. Самый главный наш багаж – моральные устои, сформировавшиеся в нашей тбилисской жизни. Обязательно варим кофе, в идеале - в раскаленном песке; правда, песка часто нет, но это не так важно. По праздникам, конечно, обязательны хачапури, и, к счастью, у нас есть Мамука Гаганидзе, который готовит их, как и все прочее полагающееся к столу, совершено бесподобно.

У меня, к сожалению, в плане готовки – как выражаются немцы – «две левые руки». Многие в эмиграции находят свои островки общения, и в Штутгарте тоже есть свой «грузинский Бермудский треугольник». Мы собираемся вместе со старыми друзьями, а так как у многих смешанные браки, в итоге получается эдакий маленький Советский Союз. Самая красивая и главная наша встреча, конечно, происходит на Пасху...

 
А вообще я уже принял самое главное решение – возвратиться домой, в Тбилиси. Насовсем. Я хочу сделать это, пока есть еще силы для созидания, для выполнения своей миссии на родине. Мое дело - организация культурных проектов и работа в области образования. Думаю, это будет последний, самый главный период моей жизни.

 
Есть основания для оптимизма


- Может, расскажете, что же происходит в Грузии? Недавно там сменился президент…

 
- Ваш вопрос вполне понятен: выезжая за пределы Грузии, я вижу, что информация о происходящем в стране либо искажается, либо просто не доходит до остального мира. Я никогда не буду приверженцем какой-либо партии, но скажу с определенной надеждой: кажется, благой разум возобладал во многих направлениях. Политические намерения в отношении России – максимально добрососедские, и это совпадает с желаниями всего народа. 

 

Не так давно я узнал о существовании такого, драгоценного жанра как духовный стих и, исполняя духовные стихи, ощутил, как непростительно мало мы, грузины и русские, знаем друг о друге. Есть очень много причин для того, чтобы наши народам быть вместе; впрочем, мы и не расходились, все расхождения происходили на уровне политики, в итоге все дошло до сумасшествия, до войны, и это огромная трагедия. Конечно, рано ил поздно все это должно закончиться. 

 
Да, моя профессия - быть оптимистом, но в данном случае для оптимизма есть серьезные основания. Группа «Шин» даже посражалась за идею: перед выборами, когда началось деление на «наших» и «врагов», и все возможные рычаги были в руках правительства, мы организовали движение «Один голос» и призывали, объединившись, сделать верный выбор – но не ради выгоды, не из-за страха перед правительством или перед какими-то карами, но исключительно на почве любви к родине. Любовь – единственная движущая сила, которая остается в веках, все остальное уходит, как песок. Избранный президент, Бидзина Иванишвили, который пришел в правительство ради того, чтобы создать жизнеспособный, полезный людям парламент - истинный патриот. Он более двадцати лет материально поддерживал свой народ, причем держался настолько скромно, что практически никто не знал даже, как его зовут и как он выглядит. Он оказывал помощь великим ученым, которые в трудные годы буквально искали пропитание в мусорных баках. Количество людей, получавших помощь из его фонда, превышает шесть тысяч человек. Он поддерживал культуру – драмтеатр имени Руставели, театр имени Марджанишвили, восстанавливал церкви, построил самый большой в Тбилиси храм… 

 
Музыканты подготовили… необыкновенную выставку


- А что это за тексты такие с комментариями, интересные, в вашем ноутбуке?

 
- Это тексты нашего нового проекта. Премьера состоится первого декабря в Риге. Это сюита «Необыкновенная выставка. Гия Канчели» для симфонического оркестра, хора, трио «Шин», приглашенных солистов, танцоров и актеров. Музыка объединяет классическое наследие, джаз и этнику. Собственно название проекта цитирует название культовой ленты Эльдара Шенгелая, снятой на «Грузия-фильм» в 1968 году, а музыку к этому фильму писал Канчели. Получается синтетический проект, суть которого я формулирую так: мы как бы сняли фильм о музыке Гии Канчели, только без киноизображения. В дальнейшем мы планируем продолжить проект уже с другими героями. 

 

Мы готовили «Выставку» почти два года, но собственно музыка, партитура, родилась в период минувших новогодних праздников. Шикарную оркестровку для большого оркестрового состава сделал очень интересный музыкант, наш друг Ильяс Мирзаев. Родом из Баку, он уже двадцать лет проживает в Стамбуле и является одним из самых признанных турецких композиторов. 

 
Зрителей ожидает множество сюрпризов. Например, в определенный момент оркестр резко перестраивает звучание – и идет жгучее фламенко под пальмас, традиционный аккомпанемент ладоней,  или индийский саунд… Но главный герой – Гия Канчели, и его музыка объединяет, казалось бы, несоединимые миры; создает атмосферу старого тбилисского двора, где помещается целая вселенная, и тамада, и доброе вино… Нам очень важен тот тихий звук, который слышен даже на самом громком празднике – звук родины.

 
Нас уже пригласили с «Необыкновенной выставкой» в Самару, и, между прочим, мы не собираемся привозить одну и ту же, заранее заготовленную неизменную постановку в разные залы. В каждом городе все будет по-новому, в зависимости от конкретного пространства, потому что каждый раз новый режиссер будет ставить сценографию заново. Рига – первый шаг, и там, кстати, на премьере будет присутствовать сам маэстро Канчели. 

 
- В нижегородской филармонии нередко звучат произведения Гии Канчели. Вы не воспользовались нынешним приездом, чтобы предложить свой проект нашему филармоническому руководству?

 
- Нет, элементарно не успели. Но непременно предложим.

 

Смотрите также: