Нижний Новгород, 23 ноября - АиФ-НН. Признайтесь, какие ассоциации вызывает у вас слово «скрипка»? Филармония, оркестр, музыкант во фраке? Как ни крути, в нашем сознании этот музыкальный инструмент прочно укоренился неподалеку от слова «классика».
Сочетать несочатемое
- Ива, искусство игры на скрипке вы перенимали у Рудольфа Штанського, профессора Академии изящных искусств имени Леоша Яначека в Брно, и, сложись судьба иначе, вы вполне могли бы стать классическим исполнителем. Почему пошли не по проторённому пути, а выбрали альтернативное направление?
Справка | |
---|---|
Ива Биттова родилась в Брунтале (тогда - Чехословакия). Карьеру начала в середине 1970-х, снявшись в нескольких чешских фильмах, но позже посвятила себя музыке. Регулярно выступает в Европе, США и Японии. Весной 2005 года выступала в нью-йоркском концертном зале Carnegie Hall. Автор музыки к фильмам. Выпустила 8 сольных альбомов. Мать двоих сыновей |
- Мне всегда было интересно сочетать несочетаемое, комбинировать разные жанры, а классическое исполнение по большей части достаточно канонично. Да, я пробовала себя и в оперном пении, в частности в опере «Дон Джованни» Моцарта, и каждый раз профессиональные певцы восхищались, как это у меня получается одно и то же музыкальное произведение каждый раз исполнять по-разному. А я, в свою очередь, восхищалась их мастерством в каждом спектакле исполнять свою партию в неизменном виде.
Что касается скрипки, тут могу сказать точно - я не смогла бы выступать в оркестре. У меня своё видение того, как должна звучать моя музыка. Смешивая чешский фолк и классическую музыку Восточной Европы, я стараюсь приблизить свои песни к народным традициям, к корням.
- Кстати, о корнях. Вы 5 лет живёте и работаете в США. На родине в Чехии часто бываете?
- Удивительно, но как только я уехала из своей страны, в разы увеличилось количество предложений выступить с концертами в Чехии. Обычно приезжаю сюда не менее 3-4 раз в год - чаще не могу. Каждое выступление стараюсь сделать уникальным, примерно на треть наполнив его импровизациями. Ведь все мои слушатели - индивидуальности.
Неузнанная скрипка
- А ваши русские поклонники чем-то отличаются от других?
- (Задумывается). Заметила, что российские слушатели с особым интересом воспринимают мою музыку, пытаются понять, прочувствовать её. Для меня это ценно.
Мне интересна ваша культура, я с большим уважением отношусь к наследию Достоевского, а «Андрей Рублёв» Тарковского - один из моих любимых фильмов.
- А российская музыка XXI века вам интересна?
- Принципиально не слушаю современных исполнителей. Мне неинтересна коммерческая музыка, состряпанная на скорую руку для получения прибыли. Чтобы создать по-настоящему ценное музыкальное произведение, нужно ежедневно над ним работать.
- Много ли усилий потребовалось от вас, чтобы научиться органично сочетать пение и виртуозную игру на скрипке?
- Не хотелось бы жаловаться, но это действительно нелёгкий труд. Скрипка требует огромной дисциплинированности, готовности играть часы напролёт, пока не добьёшься нужного результата. К тому же это инструмент с невероятно богатыми возможностями, и даже спустя 30 лет с начала карьеры не могу сказать, что владею ей так, как бы мне того хотелось.
- Где вы черпаете вдохновение?
- Просто заряжаюсь той энергией, которую даёт мне природа, очень её люблю. Даже дом себе купила в одном из лесов Америки. Тишина, покой, пение птиц… Что ещё нужно для счастья?
Смотрите также:
- «Хрустальное» сопрано. Как Анастасия Калагина стала солисткой Мариинки →
- В Нижний с концертом приехала всемирно известная скрипачка из Чехии →
- Соло с оркестром. «Быть на сцене - счастье» →