В честь своего десятилетия организация «Альянс - Франсез – Нижний Новгород» подарила меломанам концерт джаза

Фото: Вера Звездова

 Начало Дней Франции получилось далеким от классического – на сцене Кремлевского концертного зала свое искусство продемонстрировало джазовое трио Ярона Эрмана.

Впрочем, джаз сегодня многие уже называют классикой. Да и сама академическая музыка в том виде, в каком мы ее знаем, то есть «игра строго по нотам», стала таковой с середины XIX века.

- До этого импровизация всегда была частью концертов, и импровизировали все! – горячился на пресс-конференции французский пианист Михаил Рудь (его концерт был запланирован на следующий вечер). – Джаз – всего лишь одна из форм импровизации, которая в XX веке стала доминирующей. Но это не единственная форма. И сегодня, на мой взгляд, эпоха игры «по нотам» заканчивается. Все больше и больше людей возвращается к истокам музыки.

У эрудита и музыкального экспериментатора Рудя были все основания для горячности. Провокатор Эрман, рассуждая о теории импровизации (музыкант читал цикл лекций «Real Time Composition» в Сорбонне), заявил, что согласно теории профессора Офера Брайера, у которого он учился и взгляды которого на природу творчества разделяет, таланта не существует.

- А что же есть вместо таланта? – спросили оторопевшие журналисты.

- Интеллект и эмоции, - был ответ. - Я учился музыке через цифры.

 - Это напоминает пушкинского Сальери, который поверил алгебру гармонией, - заметила худрук Сахаровского фестиваля Ольга Томина.

Но Михаил Рудь возразил:

- Ваш профессор может быть прекрасным учителем, но это не значит, что таланта нет.

- На уровне мистики – нет, - не сдавался Эрман.

- Музыка уже есть мистика, - резюмировал Рудь.

Эрман спорить не стал, тем более что игру его трио критики иначе как «потоком энергии и неистовой нежности, изумляющим, накаляющим эмоции и увлекающим в вихрь настроений» не называют.

В том, что зрители  услышали через несколько часов, было  больше просветленного лиризма, чем пылкости, и тихого вздоха облегчения – чем бури и натиска. Эрман оказался очень романтичным «математиком»!..    
   

Смотрите также: