Начало Дней Франции получилось далеким от классического – на сцене Кремлевского концертного зала свое искусство продемонстрировало джазовое трио Ярона Эрмана.
Впрочем, джаз сегодня многие уже называют классикой. Да и сама академическая музыка в том виде, в каком мы ее знаем, то есть «игра строго по нотам», стала таковой с середины XIX века.
У эрудита и музыкального экспериментатора Рудя были все основания для горячности. Провокатор Эрман, рассуждая о теории импровизации (музыкант читал цикл лекций «Real Time Composition» в Сорбонне), заявил, что согласно теории профессора Офера Брайера, у которого он учился и взгляды которого на природу творчества разделяет, таланта не существует.
- А что же есть вместо таланта? – спросили оторопевшие журналисты.
- Интеллект и эмоции, - был ответ. - Я учился музыке через цифры.
- Это напоминает пушкинского Сальери, который поверил алгебру гармонией, - заметила худрук Сахаровского фестиваля Ольга Томина.
Но Михаил Рудь возразил:
- Ваш профессор может быть прекрасным учителем, но это не значит, что таланта нет.
- На уровне мистики – нет, - не сдавался Эрман.
- Музыка уже есть мистика, - резюмировал Рудь.
Эрман спорить не стал, тем более что игру его трио критики иначе как «потоком энергии и неистовой нежности, изумляющим, накаляющим эмоции и увлекающим в вихрь настроений» не называют.
В том, что зрители услышали через несколько часов, было больше просветленного лиризма, чем пылкости, и тихого вздоха облегчения – чем бури и натиска. Эрман оказался очень романтичным «математиком»!..
Смотрите также:
- Любимый оркестр. У каждого свой путь к классической музыке →
- Король домры: Александр Цыганков - об исконно русском →
- Известного пианиста с нашим городом связывает многое →