Петер Гут - о песнях Дуная и Волги

Фото: АиФ-НН

   
   

Дирижёр и бессменный художественный руководитель коллектива Петер Гут любезно приглашал публику на танец прямо во время концерта.

Накануне выступления маэстро Гут согласился побеседовать с нашими корреспондентами.

Штраус на вокзале

- Вы дирижируете оркестром со скрипкой в руках. Что за история у этой традиции?

- Все Штраусы, сочинявшие вальсы и польки, - сын и отец Иоганны, Йозеф и Эдуард - играли на скрипке. В то время в небольших ансамблях было обычным делом, когда первая скрипка ведёт остальных инструменталистов, дирижируя и одновременно играя свою партию. Этой традиции стараюсь придерживаться и я.

- На ваш взгляд, в чём секрет популярности венской музыки, прежде всего сочинений семьи Штраусов, у слушателей? 

- У венской музыки незабываемо жизнерадостные, ритмичные мелодии. Они несут ощущение счастья, радости и света, отвечают массовым вкусам - и в то же время высоким требованиям академической музыки, поэтому обречены на популярность во все времена. 

С другой стороны, отец и сын Штраусы были не только великолепными музыкантами, но и смекалистыми организаторами. Они много гастролировали по Европе и Америке и, хотя тогда не было ни радио, ни телевидения, ни звукозаписи, именно благодаря интенсивным гастролям Штраусы стали известны во всем мире. Более того, Штраус-младший в течение 11 сезонов посещал Россию и в летние месяцы дирижировал оркестром на Павловском вокзале под Петербургом. 

   
   

Оркестру подпевают

- Вы управляете оркестром настолько живо, виртуозно и эмоционально, что зрители начинают поддаваться вашему влиянию и активно участвуют в ярком театрализованном представлении. Как родилась такая  интерактивная концепция программы?

- Вальсы, польки и кадрили существуют, главным образом, для того, чтобы всё же танцевать. Судите сами: разве возможно усидеть на месте под такие зажигательные мелодии? Поэтому я приглашаю зрителей двигаться, подпевать нам, отбивать ладонями ритм… И они с радостью принимают приглашение.

- У Штрауса-младшего, как отмечают биографы, были непростые отношения с отцом. Чем это можно объяснить? Неужели зависть?

- Конечно! Иоганн Штраус-отец был бесспорным корифеем венского вальса, а своего сына видел банкиром. Мальчик же грезил музыкой, тайком играл на скрипке - в чем, кстати, находил поддержку у матери. Противостояние продолжалось даже после того, как Иоганн-младший получил профессиональное образование и создал свой, весьма успешный оркестр. Влиятельный отец старался не допускать сына на венские придворные балы: он никак не мог смириться с его успехом у публики. В отличие от Иоганна-старшего, молодой музыкант и композитор никому не завидовал и даже шутил, что братья Йозеф и Эдуард намного талантливее его, а он - просто популярнее. 

- Перу Штрауса-младшего принадлежит около 500 самых разных произведений, но больше всего он сочинил танцевальных мелодий. Вы разделяете мнение, что Штраус поднял танцевальную музыку до симфонических вершин? Наверное, совсем не случайно его творчеством восхищались самые разные композиторы, в том числе и русский гений Пётр Чайковский.

- Да, начав в стиле и в традициях своего отца, он развил форму вальса и усовершенствовал жанр оперетты. Его достижениями в музыке восхищался не только Чайковский, но и многие другие великие музыканты, например Иоганнесс Брамс, который был близким другом композитора.

- По совету автора «Периколы» Жака Оффенбаха Штраус обратился к жанру оперетты и  создал их целых 15. 16-ю, «Венскую кровь», завершили после смерти композитора его друзья. Почему же широкую известность получили только три: «Летучая мышь», «Ночь в Венеции» и «Цыганский барон»? Это связано с недочётами литературной основы?

 - Скорее всего, да. У Вольфганга Амадея Моцарта, например, был прекрасный либреттист Лоренцо да Понте, и благодаря отличным текстам его оперы не сходят со сцены. Но рядом со Штраусом аналогичного соратника не оказалось, и потому-то и другие его оперетты, несмотря на несомненные музыкальные достоинства, не так популярны. 

Пройдусь по ул. Шуберта

- Господин Гут, вы живёте в австрийской столице на улице Шуберта. Герой хита российского поп-композитора Юрия Антонова любил бродить по улицам родного города с «растительными» названиями: Абрикосовой, Виноградной, Сиреневой, Каштановой… Ожидает ли его в Вене, в течение веков являвшейся «культурным перекрестьем» всей Европы, нечто особенно музыкальное?

- В австрийской топонимике увековечены имена композиторов Имре Кальмана, Анольда Шёнберга, Густава Малера, «австрийского Карузо» Рихарда Таубера и многих-многих других представителей искусства и художественной литературы. Думаю, прогулка персонажа популярной у вас песни по венским улицам была бы для него весьма познавательной!

- Штраус-младший воспел голубой Дунай, а наш не менее известный композитор Борис Мокроусов посвятил великой русской реке Волге, на берегах которой располагается Нижний Новгород, свою мелодию «Сормовская лирическая». Нет ли у вас желания представить в одной программе в качестве сюрприза для слушателей оба произведения, посвящённые великим рекам?

- О, это прекрасная идея! К следующему приезду в Нижний Новгород постараюсь её осуществить. Помогите лишь достать ноты.

Смотрите также: