Его хотели отреставрировать ещё в 2001 году. Но дом всё стоит - разрушается...
Спасительный тыл
Дом № 8 на ул. Ульянова - деревянный на каменном полуэтаже. Это особый тип жилого строения, архитектура которого имела много общего со старинными рублеными хоромами - известны 3 подобных дома в застройке Нижнего Новгорода конца XVIII века. И предания, и историки-краеведы связывают жизнь этого дома в первой половине XIX века с именем известного публициста, писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, который был в Нижнем Новгороде в 1812-1813 годах. Когда Москва в 1812-м была занята Наполеоном, наш город стал спасительным тылом. В Нижний переехала из Москвы часть департаментов, почтамт, архивы, казначейство. Тогда-то поселились у нас известные литераторы: поэты Василий Пушкин (дядя «солнца русской поэзии») и Константин Батюшков, Сергей Глинка, издатель «Русского вестника», профессора и преподаватели Московского университета, размещённого в здании гимназии, во главе с ректором Иваном Геймом. В маленьком доме на Тихоновской улице (ныне ул. Ульянова) и поселился Николай Карамзин… Это здание стали называть «домом литераторов».
Старина под стеклом
Сейчас дом нуждается в срочной реконструкции, здание в настоящее время не используется. По данным управления госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области, здание является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения (в соответствии с решением Горьковского облисполкома от 03.11.83 № 559) как жилой дом XIX века.
- По Гражданскому кодексу и федеральному закону «Об объектах культурного наследия народов РФ» собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества. Собственник здания по Ульянова, 8 - физическое лицо - Павел Солодкий, - пояснили в управлении. - Управление подготовило предписания о принятии мер по обеспечению сохранности указанных объектов культурного наследия.
Как сообщал «АиФ-НН», ещё в 2007 году появился проект сохранения памятника … под стеклянным куполом. Для Нижнего это стало бы прецедентом - таким образом защищают памятники только в Европе. Так можно было и деревянную основу здания сохранить, и использовать здание в современной действительности. Но…
- Я не отказываюсь от реконструкции и модернизации здания, - говорит бизнесмен Павел Солодкий. - Но, к сожалению, это пока сложно сделать из-за особенностей федерального законодательства России. Дом до приобретения мной пережил 3 пожара, повреждён временем. Но здание является памятником деревянного зодчества, и в мои планы входит решить вопрос с его использованием. Не отказываюсь я и от проекта сохранения памятника под стеклом.
Смотрите также:
- Нижегородские памятники могут сохраниться только на фото →
- В центре Нижнего стоит дом, где жила муза Островского →
- Где появится граффити с Волком-Забивакой? →