Дорога к качеству. Зачем перевозчикам Нижегородской области свой союз?

Обновлённый общественный транспорт изменит к лучшему жизнь нижегородцев. © / Владимир Жуков / АиФ

Транспортные схемы в российских городах нужно срочно реорганизовать. Об этом в сентябре на заседании президиума Госсовета говорил президент Владимир Путин. В Нижнем Новгороде реформу общественного транспорта начали раньше. Как провести её с максимальным эффектом?

   
   

Цена вопроса

О том, что городу требуется серьёзная транспортная реформа, в Нижнем Новгороде заговорили три года назад. Но модернизацию маршрутов начали всего несколько месяцев назад.

С первых шагов стало ясно: пассажирам сложно привыкать к изменениям. Часть горожан с трудом привыкает к новым вариантам передвижения, хотя муниципальные власти упразднили лишь маршруты-дублёры. Многие недовольны увеличением тарифа на разовую поездку, многие, наоборот, начали экономить с введением пересадочных тарифов с 15 августа. Тем более что к новым экономически обоснованным муниципальным расценкам быстро «подтянулись» частные перевозчики, работающие по нерегулируемым тарифам.

Перевозчик Дмитрий Каргин. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

«Новая транспортная схема подразумевает ужесточение требований к тем, кто хочет обслуживать маршруты общественного транспорта, - говорит перевозчик Дмитрий Каргин. - Нужно обновление подвижного состава. В среднем автобус стоит 4 млн руб., а для полноценной работы купить их надо много. При цене одной поездки в 28 руб. рентабельность минимальная. В идеале разовый проездной билет в маршрутке должен стоить 32 руб. Но мы понимаем: пассажирские перевозки - это социально ответственный бизнес. Сейчас не все нижегородцы готовы к такому тарифу».

Чтобы диалог бизнеса, власти и пассажиров шёл активнее и конструктивнее, частные перевозчики региона решили объединиться в союз. По большому счёту, у всех одна цель - повысить качество транспортных услуг.

В профессиональное сообщество принимают добросовестных перевозчиков, которые стремятся отрегулировать расписание, улучшить имидж Нижнего Новгорода и области.

Президент Союза перевозчиков Нижегородской области Михаил Романычев. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

«С вводом новых маршрутов ситуация с пассажирскими перевозками улучшается, - уверен президент Союза перевозчиков Нижегородской области Михаил Романычев. - Нижний Новгород провёл уже четыре открытых конкурса на право обслуживать новые маршруты. На линии вышли обновлённые автобусы. Мы хотим продолжить активный диалог с властью и общественностью. Для этого создадим каналы обратной связи: телефонную линию, интернет-сайт, общественную приёмную. До конца 2017 года планируем подписать с городскими властями соглашение об алгоритме и принципах совместной работы».

   
   

Водитель будущего

Чтобы новая маршрутная сеть работала «на все сто», один из главных шагов - подключить коммерческие маршруты к городской автоматической системе контроля оплаты проезда (АСКОП). Это позволит пассажирам, используя единый проездной билет, бесплатно пересаживаться с муниципальных рейсов на частные и обратно в определённом промежутке времени. АСКОП сделает частные автобусы доступнее и для льготников различных категорий.

«АСКОП и «электронный кошелёк» на пересадки за 60 минут в пилотном порядке на некоторых маршрутах мы планируем ввести уже к концу 2017 года, - продолжает Михаил Романычев. - Коллеги-предприниматели готовы установить оборудование и подключиться к единой системе, как только администрация города установит для этого технические требования. Надо просчитать и финансовую сторону такого нововведения: не ударит ли оно по «экономике» муниципального транспорта? А для того, чтобы и льготники в перспективе могли пользоваться любым видом общественного транспорта, требуется изменение регионального законодательства. Решат депутаты – хорошо».

Союз перевозчиков Нижегородской области намерен всерьёз заняться и кадровым вопросом. В планах - тесное сотрудничество со специальными образовательными учреждениями, профориентация в школах.

Дмитрий Панкратов. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

«Водитель будущего должен быть молодым, воспитанным, профессионалом своего дела, - рассуждает перевозчик Дмитрий Панкратов. - А сегодня пора уходить от плановой системы, когда, борясь за пассажира, водители устраивают гонки, забывая о безопасности людей».

По словам Дмитрия Панкратова, в ближайшее время частные перевозчики должны подумать о наборе и обучении штата кондукторов. Часто водители создают аварийные ситуации на дорогах, отвлекаясь на продажу билетов.

«Мы давно хотели создать «чёрный список» водителей, - делится планами перевозчик Елена Климанова.

Елена Климанова. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

- Сейчас из-за дефицита кадров человек, уволенный за непрофессионализм, быстро находит новую работу на другом маршруте. Когда КТС окончательно внедрят, перевозчиков станет меньше. Надеюсь, объединившись, мы сможем изменить ситуацию. Но скажу о себе: ежедневно перед выходом в рейс мы работаем с водителями. Стараемся повысить их стрессоустойчивость, говорим о невозможности открыто конфликтовать с пассажирами».

Слышать и понимать

Новая схема должна избавить нижегородцев и от долгого ожидания нужного автобуса. По-хорошему, надо стремиться к общеевропейским и мировым стандартам интервала между рейсами автобусов одного маршрута - 10 минут. Однако частные перевозчики региона просят не забывать о пробках, авариях и иных внеплановых ситуациях на дорогах - транспортники в этом не виноваты.

Предприниматели надеются, что в ближайшее время при содействии городского департамента транспорта создадут единую диспетчерскую службу. Она будет следить за тем, как перевозчики в Нижнем соблюдают интервал движения общественного транспорта и выполняют другие обязательства перед городом.

Перевозчик Эдуард Степанов. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

«Предприниматели, городские власти и пассажиры - не враги друг другу, а партнёры, - уверен перевозчик Эдуард Степанов. - Пока мы слышим лишь претензии к перевозчикам: мол, зачем резко цены повышаете? Но это, в конце концов, бизнес, пусть и социально ответственный. Те же новые автобусы мы покупаем за свой счёт. Перевозки от этого становятся комфортнее, но растёт и их себестоимость. В союз перевозчиков объединились люди, которые действительно хотят перемен к лучшему! А это возможно только, если мы будем слышать и понимать друг друга».

Сохраните билет!

Мы привыкли, что в муниципальном транспорте на линии работает контроль, а в частной маршрутке порой беспечно не требуем у водителя билетик - здесь-то контролёры обычно не ходят. Оказывается, зря!

Перевозчик Григорий Саакян. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

«Билет - это документ, который подтверждает: на время поездки в автобусе жизнь и здоровье пассажира застрахованы, - объясняет перевозчик Григорий Саакян. - На билете значится страховая компания, которая будет выплачивать компенсации при несчастном случае в пути. Также там указаны телефоны компании-перевозчика. Позвоните и оставьте замечания и пожелания!»

 

Вопрос – ответ

На линии вышли автобусы «ПАЗ-Вектор». Там просторная задняя площадка, где можно стоять с коляской и велосипедом, но на ней явно не хватает поручней. Нельзя ли устранить этот недочёт?   

Е. Борщёва, Нижний Новгород

Перевозчик Алексей Яшин. Фото: АиФ/ Владимир Жуков

Отвечает перевозчик Алексей Яшин: «Мы встречались с директором и конструкторами завода-производителя и рассказали им о некоторых технических недостатках новой модели. Нам обещали адаптировать автобус к требованиям пассажиров. Самостоятельно менять конфигурацию машины мы не имеем права. Контролирующие органы за такую самодеятельность могут оштрафовать.