22 мая в рамках 30-летия еженедельника "Аргументы и факты" стартовала экспедиция "АиФ-30! Под парусами" ("АиФ-НН" N 21, 21 - 27 мая)
Парусно-моторный катамаран "Мартин" начал долгое путешествие за три тысячи миль. На первом этапе в экспедицию вместе с капитаном Михаилом Храмовым, старшим помощником Вячеславом Костиным и матросом Андреем Марушиным отправилась корреспондент "АиФ-НН".
Шёл к мечте десять лет
Наш капитан оказался потрясающим человеком. И совсем не скажешь, что ему уже 60! Друзья никогда не видели Иваныча без дела - он и на яхте, и в поход, и на коньках, и на лыжах. В это путешествие взял с собой велосипед - на остановках кататься. Кандидат в мастера спорта по морскому многоборью. Когда забирали в армию, специально попросился на флот, хотя отправляли в Германию, в элитные артиллерийские войска. Четыре часа в военкомате уговаривали - не поддался и пошёл служить на дизельную подводную лодку. И ни разу не пожалел об этом. Работал в милиции. Вышел на пенсию и стал мечтать о собственной яхте.
- Десять лет я шёл к "Мартину". До него плавал на яхте "Нефертити", принадлежавшей детской спортивной школе по парусному спорту. "Мартина" купил осенью прошлого года в Тольятти. Он, хотя на вид и лёгкий, очень хорошо держит волну.
Попутного ветра!
Погода нас "баловала" дождём и низкой температурой. Я, человек далёкий от парусного спорта, на себе испытала и тяготы, и настоящий кайф путешествия. По словам капитана, с ветром нам повезло. И, миновав Волжский мост, мы смогли поднять паруса и пойти в тишине, слушая только шум ветра и плеск воды.
Первыми на вахту встали старпом и матрос. Вячеслав Петрович скорость любит, он в парусном спорте давно. А матрос Андрей, выпускник средней школы, устроил себе несколько дней каникул перед экзаменами, потом вернётся в Нижний. Он обожает стоять у штурвала - дело очень ответственное, вахтовый держит курс, уходит от опасных участков. На реке ведь как на обычной трассе - береговые и водные знаки, своя полоса движения - фарватер. Петрович учит юного матроса:
- Мы идём против течения, поэтому красные буйки надо оставлять по левому борту, белые - по правому. Есть на нашем пути опасные участки, когда по неопытности можно яхту и на мель посадить...
Пригодно для жизни
Капитан тем временем занимается обустройством быта. Каждая вещь на судне должна иметь своё место. Есть каюты для ночёвки, камбуз для приготовления пищи (готовят на газовой плите), кают-компания для её приёма и отдыха. Поговорить по душам, с байками, весельем здесь любят по вечерам - больше некогда.
Встают на яхте рано - в 4-5 утра. Чтобы поймать нужный ветер и отправиться в путь на рассвете. На ночь "Мартин" пришвартовывается. Первая ночь для нас, конечно, была необычна - шум воды, тросы, бьющие о причал, другие непривычные для жителя мегаполиса звуки. Но засыпать на реке хорошо - Волга нас мягко качала, как мама в детстве...
...Интереснее всего было в шлюзах около Городца. Когда ты на маленьком катамаране в огромной каменной камере, где мощно начинает подниматься вода, - ощущение непередаваемое. Чтобы пройти такой шлюз, нужно больше часа. На пути "Мартина" их будет восемь.
Смотрите также:
- «Спорт заставит забыть о болячках». Как на пенсии оставаться активным? →
- Путешественник Тимур Литвиненко о море и капитанском характере →
- На пути «из варяг в греки». Зачем ходить под парусом? →