Вчера, 5 июня, минуло 40 дней, как ушёл из жизни знаменитый виолончелист и дирижёр Мстислав Ростропович.
ВоспоминаниЯ о нём сохранились в мемуарах Иосифа Соборовера, которые готовятся к печати (первая публикация - "АиФ-НН" N 4, 24 - 30 января).
Чтобы не мешать друг другу
В 1964 году заведующий отделом культуры "Горьковской правды" Николай Барсуков предложил мне поехать в Москву. У нас в городе ожидалось грандиозное событие - первый фестиваль "Современная музыка", посвящённый творчеству Дмитрия Шостаковича. Надо было взять интервью у участников фестиваля: у Ростроповича, дирижёра Светланова и солистки музыкального театра имени Немировича-Данченко Андреевой.
Я приехал в Москву, звоню Ростроповичу, он мне назначает встречу у себя дома - рядом с Центральным почтамтом на улице Огарёва. В назначенный час я прихожу, звоню. Мне открывает великий музыкант - вот так запросто, снимает с меня плащ и ведёт в комнату. На что я сразу обратил внимание: стены обиты, на полу мягкий ковёр - короче, полная изоляция. Когда он что-то репетирует на виолончели, а его супруга Галина Вишневская распевается в соседней комнате, они друг другу не мешают.
Мы начинаем беседовать (вопросник мне Барсуков набросал). Интервью получилось хорошее. Мстислав Леопольдович только прилетел из Америки с гастролей и был ещё под впечатлением о поездке. Привёз оригинальный телефонный аппарат, сделанный под грибок, которым я воспользовался, позвонив Евгению Светланову (он дал свой домашний адрес и сказал, что будет ждать на следующий день). Я сделал несколько снимков маэстро, и мы тепло распрощались. Ростропович помог мне одеться. Мне было как-то неловко, а у него - всё как подобает воспитанному человеку.
- До встречи в Горьком, - сказал он мне.
И действительно, на фестивале современной музыки мы встретились как старые знакомые. Я подарил Ростроповичу несколько фотографий, сделанных мной у него дома в Москве, и газету "Горьковская правда" с моим интервью. На одном из подаренных мной снимков Ростропович сделал трогательную надпись моему сыну Эдику и оставил свой автограф.
"Справился на четыре с плюсом"
на следующий день у себя дома меня принимал великий дирижёр Евгений Светланов. Он познакомил меня со своей женой, солисткой Большого театра.
Один из вопросов, которые я задал маэстро: каким произведением он будет дирижировать у нас в филармонии на фестивале современной музыки?
- Естественно, - ответил он, - Седьмой Ленинградской симфонией Дмитрия Шостаковича, написанной им в блокадном Ленинграде и впервые исполненной там.
Были и другие вопросы, на которые супруги Светлановы охотно отвечали. После интервью они любезно пригласили на чашечку кофе. Я сделал снимки.
Потом отправился в театр им. Немировича-Данченко на встречу с солисткой театра Андреевой, которая на фестивале должна была исполнить арию из оперы Д. Д. Шостаковича "Екатерина Измайлова". Администратор театра выписал мне контрамарку. После спектакля мы встретились с актрисой в её гримуборной, побеседовали, я сделал несколько сюжетов в гриме и в жизни. Симпатичная, довольно молодая женщина, и актриса - талантливая.
Приехав домой, я проявил плёнку, напечатал снимки и отправился в редакцию сдавать материал. Николай Васильевич прочитал, немного поправил и сказал мне:
- Хотя ты и фоторепортёр, а справился как пишущий журналист на четыре с плюсом.
На следующий день моё интервью со снимками (целый подвал!) было опубликовано. Многие журналисты газет "Нижегородская правда", "Ленинская смена" меня поздравили с этим материалом. А когда пришёл день открытия фестиваля современной музыки, я был на седьмом небе в буквальном смысле этого слова. Мне единственному из фоторепортёров разрешили сесть в оркестр и снимать этот исторический фестиваль. Я запечатлел выдающихся дирижёров, их мимику, движения... Это были Кирилл Кондрашин, Натан Ра, Мстислав Ростропович, Евгений Светланов, Израиль Гусман, сын Дмитрия Шостаковича, солисты Горьковского симфонического оркестра, квартет Большого театра Союза ССР, с которым партию на фортепиано исполнял сам Шостакович.
Музей Шостаковича
В один из дней фестиваля я вместе с музыкантами отправился на Сормовский завод, где была творческая встреча с рабочими. Перед ними в небольшом красном уголке выступили Шостакович, Ростропович и другие гости. Я всё зафиксировал. В другие дни были встречи и в школе N 177 Ленинского района, где в присутствии Шостаковича открыли школьный музей, посвящённый его творческой жизни. Видно было, как сам виновник торжества был взволнован и тронут таким вниманием к своей персоне. Мне в тот день несказанно повезло. Меня посадили в машину вместе с Дмитрием Шостаковичем. И когда мы приехали в школу, я успел первым сделать несколько эксклюзивных снимков, а когда подъехали остальные репортёры, этих сюжетов уже не было, как говорится, поезд ушёл.
Смотрите также:
- Труба Сергея Накарякова перепела солистов Центра Галины Вишневской →
- Достигать вершин как призвание →
- Есенин в музыке →