Чем закончилось дело Дикиных? Очень интересно, ветераны хотят об этом знать. Елизавета Ивановна, Приокский район, Нижний Новгород
4 августа 2006 года Нижегородский областной суд вынес приговор по нашумевшему делу братьев Дикиных, обвиняемых в покушении на убийство. Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Михаил Дикин получил в совокупности по всем вмененным ему статьям 16 лет, его брат Александр Дикин, начальник штаба Приокского РУВД, 15 лет отбывания в колонии строгого режима.
Теперь, когда приговор объявлен, президент группы компаний "Столица Нижний" Олег Сорокин готов представить свое видение произошедших событий.
Гласность помогла следствию
- Тридцать три месяца длилось расследование и судебное разбирательство. Оно стало самым громким делом за последнее время. Потому что, во-первых, заказные убийства и покушения на них, слава Богу, в Нижегородской области происходят крайне редко. И бизнес-сообщество всерьез обеспокоилось. Во-вторых, на определенном этапе я сделал несколько серьезных и резких заявлений. Пережили тяжелый переломный момент, когда было неизвестно, пойдет ли следствие по пути поиска убийц или же делу суждено пополнить список нераскрытых.
При этом говорят: почему сразу взялись за Дикиных, как будто других версий не рассматривали? Это не так. Была версия, связанная с площадкой у Московского вокзала - той самой, где сейчас стоит ТЦ "Республика". И версия, связанная с моим бизнесом на других объектах. Следствие переработало много информации, но я о ней ничего не знал. Психологически это было очень тяжело. Только спустя год с лишним, когда получил доступ к материалам дела, я понял, какой объем разыскной и аналитической работы проводился.
Из всех версий осталась только одна
- Доказательства, которые следователи получили в ходе расследования, привели их к братьям Дикиным. Ряд свидетелей пришлось засекретить. Александр Дикин как действующий сотрудник милиции на тот момент обладал определенным доступом к информации, что могло помочь ему уйти от наказания. И, понятно, люди просто боялись говорить. По мере того как добываемые в ходе следствия доказательства стали выстраиваться в стройную систему, пришла убежденность в причастности братьев Дикиных к покушению.
Заявления о том, что вина Дикиных не доказана, - один из приемов, с помощью которых братья пытались уйти от ответственности. Это не бытовое преступление. Заказные убийства - особая категория. В основной массе они не раскрываются, потому что прямых и достаточных улик, как правило, не хватает.
Кто-то вообще сомневался, было ли покушение в реальности. Это самое абсурдное предположение! Якобы устроили инсценировку со стрельбой из автомата, после которой, правда, все реанимационное отделение больницы Семашко стало свидетелем того, в каком состоянии меня туда привезли. Части пули застряли в двух сантиметрах от позвоночника! На такой спектакль решится только сумасшедший, а я к такой категории себя не отношу. Они явно не планировали меня напугать, о чем говорят 16 пуль, которые попали в автомобиль.
Профессионал не боится жертвы
- Я САМ стрелял из автомата (в армии, на стрельбища ездил потом) и могу утверждать, что прицельный огонь вести из него очень сложно. Тем более зимой, да еще в ночное время и после нескольких часов ожидания. Когда анализировалась картина преступления, мне сразу сказали, что не обошлось без бывших или действующих сотрудников милиции. Профессиональные убийцы подойти к жертве не боятся, чтобы сделать несколько выстрелов в упор. Другое дело - стрелять из автомата с дистанции, издалека, вроде как в тире.
Выбор места не способствовал тому, чтобы совершить удачное покушение. Мою машину надо было остановить. Та "шестерка", которая стояла на обочине и затем стала важной уликой в деле, должна была, если б это делали профессионалы, перегородить мне дорогу. И эти секунды решили бы все.
Брошенную машину Дикины зачем-то через неделю решили забрать, и не придумали ничего лучшего, как послать за ней двух сотрудников предприятий, подконтрольных Михаилу. Из телефонной будки был вызван автомобиль "Спас". Данный эпизод расследовали по минутам. Нашли водителя, который участвовал в эвакуации, человека, которого Шишкин и Новоселов (эти самые сотрудники. - Ред.) посадили наблюдать за эвакуацией. Нашли схему, которую рисовали, чтобы объяснить, где автомобиль находился. Нашли свидетеля, который все это видел. Работу следователи проделали огромную.
С днища автомобиля взяли пробы грунта, и они совпали с пробами с места преступления. Кроме того, букву и цифру номера запомнил один из свидетелей.
Провели экспертизу телефонных соединений. Технические возможности позволяют с точностью до 200 метров определить местонахождение человека. Оказалось, что маршрут движения Михаила Дикина полностью повторял мой - от завода "Старт" до места преступления.
Не забудем ремень, который обнаружили в машине. Он был специально переделан для ношения автомата с удаленным прикладом. У найденного автомата приклада не было.
"Адвокаты думали о себе"
- БРАТЬЯ Дикины, по данным экспертизы, в момент совершения преступления находились на том месте, где по моему автомобилю открыли огонь. В показаниях, которые Александр Дикин дал спустя два года, сказано, что он в тот момент ехал за святой водой. Был я на этом источнике, и впечатление святыни родник не производит. Ехать за 60 км, чтобы в 10 часов вечера налить водички... Михаил Дикин в этот же момент будто бы ехал к своей знакомой в Богородск за заграничным паспортом, который, к слову, ей пригодился только спустя месяц...
Линия поведения Дикиных с самого начала сводилась к непризнанию вины и отказу давать показания. Дескать, докажите, тогда поговорим. Если они были невиновны, тогда почему не попытались доказать это на следствии?
Что заставило Михаила удариться в бега? Причем его непосредственный руководитель дает ему административные отпуска - две сотни дней. Даже тогда, когда уже стало известно, что Михаил Дикин официально объявлен в федеральный розыск. Не знать об этом председатель ЗСНО Евгений Люлин не мог.
Я впервые столкнулся с адвокатами, которые руководствовались исключительно личными интересами. Они сразу взяли курс на затягивание судебного разбирательства - понятно, у них помесячная оплата труда. Я думал, что Дикины со своей защитой изберут в последний момент другую тактику. Признаются, покаются. Они могли получить более мягкое наказание, ведь в конце концов я остался жив. Почему они повели себя так, для меня до сих пор загадка. Я считаю, что это плохая работа адвокатов и влияние окружения. К примеру, какое право имел Дмитрий Бедняков использовать свое служебное положение, давая как член Совета Федерации личное поручительство за беглого Дикина, прося генерального прокурора и различные суды выпустить его из-под стражи?
Основная причина суровости наказания - в отсутствии раскаяния и в самом поведении подсудимых на процессе. Думаю, что и кассация в Верховный суд решения не изменит - слишком весома доказательная база следствия.
Смотрите также:
- Идёт охота… на людей. Стоит ли упрощать правила пользования оружием? →
- Особо жестокие: почему у нас сдают нервы? →
- Ваш малыш: все начинается с любви →