Охотники за прошлым

   
   

Необычные нижегородцы плюс один необычный москвич на "ненормальных" не обижаются. При взгляде на них даже некая трогательная аллегория рождается: хранители эпох. Причем сидят "хранители" на раскладных стульчиках, а эпохи олицетворены стоящими рядом любимцами, доблестно съевшими половину семейного бюджета, отнявшими море сил и времени.

База боевых самопрыгов

Из всех ежегодных мероприятий в стране одним из самых ярких и зрелищных по праву считается шоу "Автоэкзотика". Поле подмосковного Тушино заполнено историей России, СССР, Европы и Америки, безудержной фантазией (сдобренной чувством юмора), яркими красками и звуками, зажигательными представлениями, романтикой палаточного городка и неуемно позитивным настроем.

Пролозавр - передвижное автошоу с мощнейшей аудиосистемой, сделанное в стиле то ли истребителя, то ли танка, "Хаммер", удлиненный до размера железнодорожного вагона, машины-фэнтэзи, машины-future, амфибии, вездеходы, олицетворяющие авантюрный характер хозяев (как вам название "База боевых самопрыгов"?), веселые и вездесущие "шпунтики" на колесах вроде "Оки" по имени Моня, на которой что только не навинчено: антенны, десятки фар, флюгеры, огромный резиновый крокодил и т. п. Катается, орет, пищит, встречая и смех, и ночную брань из палаток.

Но все-таки душа выставки и то, с чего все когда-то началось, - старинные и редкие авто. Экземпляры народных умельцев и коллекции гаражей руководителей СССР, военачальников, дореволюционные, знаменитые и эксклюзивные автомобили, которые выставляют реставрационные центры.

Болезнь по имени "Волга"

Даже на фоне уникальных "ковбойских" "Бьюиков", "элвисовских" "Кадиллаков", "Линкольнов" под 2,5 м шириной, "Фольксвагенов"-жуков и прочая был очевиден интерес к "Волгам", "Победам" и "Чайкам".

Москвича, которого мы упомянули в начале, зовут Андрей Лаптев. Он работал водителем в Управлении делами президента, затем возил заместителя Лужкова Владимира Ресина. В 2000 году выиграл конкурс "Авто своими руками". У него есть "Ягуар" и "Волга" ГАЗ-3111. Семье нужны деньги, и ему придется на днях расстаться с одной из машин. Он продает "Ягуар".

- На метро буду ездить, но с "Волгой" не расстанусь, - говорит Андрей. - Я увидел ее на "Экспоцентре-98" и заболел.

На нижегородских дорогах ГАЗ-3111 еще можно встретить, но для большинства жителей России это удивительная модель. И уже для всех - раритет.

- Это уникальный автомобиль, который почему-то, к сожалению, не пошел...

Я счастлив, что познакомился со многими конструкторами ГАЗа. Их звали работать и в Германию, и в Италию. Но им было интересно творить свое. А сейчас, говорят, мы просто ходим на работу. Мне кажется, что они надеются: "А вдруг все-таки?.."

Горжусь, что у президента "Волга" (у Владимира Путина в собственности "Волга" первой серии ГАЗ-21. - Авт.). Это, наверное, сентиментально слишком, но когда я наконец отыскал 11-ю, чтобы купить, то подошел, присел и спросил: "Ну что, подружимся?" Она меня еще ни разу не подвела.

Автосалон в курятнике

Энтузиасты, которые обихаживают старые машины, как правило, люди среднего достатка. Прибыльный бизнес только у раскрученных реставрационных фирм, а у частных энтузиастов-одиночек лишь влечение души. Хорошо, если такого "потерянного в гаражах" в семье понимают.

Нижегородцу Дмитрию Бензаку повезло - на "Автоэкзотике" он с женой и друзьями-единомышленниками. Впрочем, это не просто везение, а судьба. "Наш Дима ехал рождаться в 6-й роддом в 21-й, а уезжал на тракторе", - рассказывают про него друзья.

21-ю "Волгу", которую выставил на "Автоэкзотике" Дмитрий, он привез из Орска. Выпущена в 1968-м. Восстанавливать 38-летнюю машину почти не пришлось - незабываемые 60-е будто перенеслись в наше время нетронутыми...

У Дмитрия мечта - найти "Волгу" той же первой серии, но со звездой на капоте. Говорят, что звезда появилась после того, как в 1957 году оформление "Волги" не понравилось Георгию Жукову. А через год Жуков попал в опалу, и звезду убрали.

А вот нижегородца Алексея Шумилова любовь к старым машинам довела до... журналистской карьеры. Он на "Автоэкзотике" не только освещал событие, но и выставил свое детище - редкий экземпляр: "Волгу" ГАЗ-22-В-универсалка. 22-х было выпущено всего 10 000 единиц, а если учесть, что только два процента из общего выпуска составляли универсалки, то можно представить, что стоил один поиск машинки, в свое время исправно послужившей в качестве "скорой помощи".

Встречи ценителей с объектами "душевной страсти" часто происходят при необычных обстоятельствах. Александр Пухов нашел свой ГАЗ-67 (который выпускали с 1943 по 1953 годы)... в курятнике. На этом авто еще дед хозяина вернулся с войны...

- Занимаюсь им два года. На эту выставку не привез. На следующую, может быть, - говорит Александр. - Хочу собрать в точности по заводским деталям. Одно колесо в Сосновском, другое в Арзамасском районе, третье - в Павловском. И так каждая деталь. Хорошо, что сподвижники есть. Однажды из болота тащили на лошади остов подобной машины. Сутки ушли. Я потом этой лошадке сена на круглую сумму купил.

...Они вроде бы жалуются, но все равно продолжают и поиски, и реставрации, и демонстрации своих "произведений". Творческий коктейль увлеченных натур.

КСТАТИ

В частных коллекцях нижегородцев есть автомобиль Савелия Крамарова, авто из гаража Вячеслава Молотова и другие. В одном из гаражей в центре Нижнего ждет участи (продадут не продадут?) BMW-523, убедительно сыгравший роль "убитой тачки" в снятом в Нижнем Новгороде пародийном боевике "Жмурки".

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

Пока в России проходила "Автоэкзотика", в шведском городе Вестерос открылась ежегодная выставка ретроавтомобилей "Power Big Meet". В этом году там впервые экспонировались российские автомобили марки "ГАЗ". В номинации "Европейские автомобили" модели ГАЗ-12 "ЗИМ" и ГАЗ-14 "Чайка" заняли второе и третье места.

Смотрите также: