Рената Литвинова: «Надо быть только с тем, кого любишь»

 - Ну, вышла ты замуж - и что? И сидишь ты себе на кухне. И у тебя ребёнок. И это всё? Какая-то странная цель... А что потом? Ведь нужно как-то состояться, а потом всё приложится, в том числе и этот муж… Нужно собой что-то представлять - это в первую очередь. Выйти замуж, конечно, важно, но не первично. Я придерживаюсь мнения, что грядёт матриархат, можно сказать, что он уже наступил. Женщины везде - в политике, в бизнесе. Там, где раньше женщине невозможно было появиться, она появляется. Женщина становится самостоятельной, самодостаточной, она уже не зависит от мужчины, как раньше. Поэтому не понимаю, зачем я должна стремиться выйти замуж… Благодаря современной медицине женщина даже родить ребёнка может сама. Появилась свобода выбора. И это, на мой взгляд, самое главное. Кто-то будет сидеть дома, варить борщи и с удовольствием это делать. Кто-то будет делать карьеру. Но главное, что есть выбор.

   
   

«Зачем бояться смерти?»

- Рената, вы извините, но не могу обойти тему вашей многолетней дружбы с Земфирой. И вы, и она - яркие, творческие личности с весьма непростыми характерами. Я не понимаю, как вы до сих пор... 
- ...вот мне всегда так говорят. Но в жизни так - чем страшнее меня пугают человеком, тем более дружественным и соратниковым он потом оказывается. Я могу назвать таких, как Кира Муратова, Нонна Мордюкова, Земфира. До знакомства с ними каких только ужасов мне не рассказывали про их характеры. Однако лучшее, что я сделала, я сделала именно с этими людьми. Они именно соратники, которые в высшей степени ведут себя благородно. У них честная позиция. А люди, которые всем хотят казаться хорошими, как правило, и есть те самые злодеи, которые вас всегда предадут. Ну, это мой опыт такой... 
 
Те, кто надолго попадает в компанию музыкантов, рано или поздно начинают петь. Вы случайно не готовите сольный альбом?
- Не дай бог! Если запою, пристрелите меня. В последнее время многие запели зачем-то... Но я не хочу никого осуждать - кто я такая?.. В моём случае пение может быть частью образа в фильме или в комедийной сценке. Вообще, мне кажется, мой жанр - стендап-комеди. Это когда выходишь на сцену и рассказываешь, точнее, когда тебя несёт. Но это трудный жанр, очень выпотрашивающий, неженский даже. Надо попробовать как-нибудь.
- Ваше нынешнее творчество особо весёлым не назовёшь. Тема смерти проходит в нём красной линией. Это проявление внутренних страхов?
- Да это нормально, по-моему. У всех должна прослеживаться тема любви, тема смерти. А в чём ещё смысл? Смерть нам всегда напоминает о том, что жизнь дана, чтобы торопиться и успеть. Мне кажется, если ты забываешь о смерти, то забываешь и о своих предназначениях, и о том, что любовь конечна.
- Один знакомый, хороший психолог, после вашего фильма «Богиня, или Как я полюбила», где вы режиссёр, сценарист и актриса, пришёл к убеждению, что у вас прослеживаются явные суицидальные наклонности.
- Никогда не пыталась себя убить. Но, мне кажется, любой нормальный человек хоть раз об этом думал, особенно в детстве. Человек склонен к чёрному романтизму, а человечество вообще - к саморазрушению. В конце концов, оно само себя погубит, как это ни печально. 
А что касается страха смерти, то с возрастом он у каждого человека обостряется. В юности, я помню, у меня не было страха к смерти вообще. Я практически с симпатией относилась к ней, как к кому-то даже одушевлённому. Она мне представлялась обязательно женщиной, обязательно в красном и очень улыбчивой. Наверное, в юности что-то такое ещё знаешь, ещё помнишь, а потом земная жизнь это заставляет позабыть. И вообще что такое смерть? Это как проснуться, как освободиться. Сейчас начинаешь цепляться за землю. Это плохо. Человек не должен бояться смерти, если верит, что бессмертен. А я как раз верю.

«Я не странная и не лохматая»

- Как анекдот мне рассказывали, что однажды журналистка выбила вам микрофоном зуб. Это байка? 
- Как же байка!.. Одна ваша коллега действительно так резко сунула мне микрофон в лицо, а им тогда такие здоровые выдавали набалдашники, что разбила губу и кусочек зуба отбила. Мне ужасно обидно тогда стало. После этого у меня пару раз было так, что, видя несущегося ко мне человека с микрофоном, я начинала отбегать. Такой инстинкт теперь. 
- Рената, вы же знаете, про вас говорят, что вы странная.. 
- Да какая же я странная?! 
- Ну со стороны есть немного такое впечатление. А вы сами себе странной никогда не казались? 
- (Задумывается.) Ну, как странный человек может анализировать свою странность?! Я могу ставить себе какие-то оценки только в работе, что сняла, что намонтировала, что написала. А в этом я очень самокритична.
- Когда-то вы категорически не желали сниматься в рекламе. Даже Тимуру Бек­мамбетову отказали. 
- Так он мне предложил селёдку озвучивать, которой к тому же отрубают голову, а я тогда в «Настройщике» снималась, практически в шедевре. Иду по коридору Одесской киностудии, а он звонит про селёдку... Я бы и сейчас отказалась, хотя к рекламе вообще отношусь нормально. И потом, я не рассматриваю себя как актрису, которая может по­вредить своему какому-то имиджу. Я автор. Я не нахожусь ни у кого на довольствии, сама зарабатываю деньги и вправе выбирать, как это делать. У каждого своя мера, куда ему падать или взлетать. 
- Для очень многих Литвинова - воплощение стиля, женственности, объект для подражания. А когда вы утром сонная, лохматая подходите к зеркалу... 
- ...почему это я обязательно лохматая?! Я лежу во сне аккуратно. Если вам попадается такая, что с утра лохматая, вы ей намекните, что она плохо ухаживает за волосами.
- Я хотел спросить: что вы думаете, глядя на себя в зеркало? 
- Ничего особо плохого не думаю. (Задумывается.) Да я как-то и не успеваю особо себя рассматривать и размышлять на эту тему. Мне кажется, это прерогатива бездельниц. А я губы накрасила красным, очки надела чёрные, если какой-то стресс, - и дальше иду, живу.

На крючке у страха

- Какой вопрос журналисты и окружающие задают вам чаще всего?
- У меня почему-то всё время спрашивают: любите ли вы людей? Странные такие... Я всё время отвечаю: ну как я могу не любить людей? Я люблю тех, кто мне кажется хорошим. В принципе я не верю, что бывают абсолютно плохие или абсолютно хорошие люди. Я верю в то, что есть святые люди. Хочется в это верить. Ну а все остальные не могут подпадать под чисто хороших или плохих. В данном случае я говорю о тех, кого люблю и кто может во мне вызывать нечто...
А чтобы кого-то ненавидеть, во мне такого нет. Если иногда и возникает, то очень спонтанно...
- Принято считать, что рождение ребёнка меняет женщину. К вам это относится?
- С появлением Ульяны во мне поселился вечный страх за неё. Это как ост­рый крючок, и нельзя с него спрыгнуть никогда. Ребёнок мой недавно сказал, что подарит мне цветочный магазин, когда я буду старушкой. Так что к цветочным магазинам я теперь присматриваюсь и люблю поболтать с хозяйками. В родителях есть что-то от попугаев: всё время повторяешь, что это нельзя, то нельзя, но никто ж никого не слушает. Я сама не слушала. Надо любить ребёнка, чтобы он знал, как его любят и как он ценен. Я всего лишь лук, который выпустил в небо стрелу, и вот она уже летит сама по себе. Летит-летит... Ну конечно, надо вкладываться в образование ребёнка, надо читать книги, надо выбросить телевизор из квартиры навсегда, надо ходить в музеи и надо общаться. И ещё я хотела бы, чтобы она знала, что такое любовь. Это же самая главная мотивация в жизни человека - любить. Быть с тем, кого любишь. Всё остальное - такая ерунда, по большому счёту...  

ФАКТЫ

  • Родилась 12 января 1967 года в семье врачей.
  • Всенародная извест­ность пришла к ней после съёмок в сериале «Граница. Таёжный роман».
  • Рената - большая поклонница книг о Гарри Поттере.
  • В качестве режиссёра снимала музыкальные клипы Земфире и Алле Пугачёвой.

Смотрите также: