«Гостья из будущего» хранит дома миелофон

Фото: www.youtube.com

 27 лет назад во время весенних каникул Центральное телевидение впервые показало сериал про космических пиратов и ясноглазую школьницу из будущего. И четвёртая учебная четверть пошла прахом. Все без исключения говорили только о межгалактических перелётах, лазерном оружии и биороботах.  

   
   
«Миелофон у меня!» - неслось из-за каждого угла, вместо «наших» и «фашистов» дети делились на «наших» и пиратов, старшеклассники рассказывали анекдоты про Вертера, а школьные красавицы лишились поклонников - все мальчики страны влюбились в Алису. 
Алиса и миелофон. Скрин с сайта youtube.com

Алиса из прошлого

Алисомания оказалась очень устойчивой: до сих пор фильм «Гостья из будущего» увлечённо смотрят вчерашние и сегодняшние школьники, поклонники поддерживают несколько интернет-сайтов, посвящённых кинокартине, а в Московском парке дружбы разбита Аллея имени Алисы Селезнёвой - единст­венная в мире аллея, названная в честь героини фильма.
Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической «стрелялкой» для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял «Москву - Кассиопею» и «Через тернии к звёздам». Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу «Сто лет тому вперёд» о приключениях Алисы, и загорелся идеей. Так началась большая история «Гостьи из будущего».
На роль Алисы пробовали множество красивых пионерок, а Наташу Гусеву, как водится, заметили случайно. Она пришла в студию с подругой, чтобы посмотреть на любимого писателя-фантаста, но когда режиссёр заметил девочку, сразу решил: «Это Алиса!» Хотя Алиса в книгах Булычёва была бойкой и яркой, а Наташа наоборот - зажатой и стеснительной (даже во время съёмок ребята часто «затирали» её в толпе, Арсенову приходилось напоминать, кто тут главная героиня). Но неземной взгляд Наташи и её загадочная улыбка выглядели приветом из иных миров. Когда девочку спросили про год рождения, она ответила: 1872. «Э, да она из прошлого!» - смеялась съёмочная группа. 
Остальных актёров выбрали среди школьников. У некоторых из них уже был актёрский опыт - например, Алёша Фомкин, сыгравший путешествующего во времени Колю Герасимова, снимался в «Ералаше».
На съёмочной площадке Арсенов опекал юных артистов, как родная мать, даже стриг их сам! 
Вертер и Коля. Скрин с сайта youtube.com

Козёл и водолаз

В Адлере, где планировали снимать Космозоо, но в итоге сняли только эпизод на стадионе, режиссёр заставлял ребят по-настоящему тренироваться, бегать и прыгать. Он очень переживал, чтобы у его подопечных не было проблем с учёбой, ежедневно по три часа отводил на уроки. Все должны были сидеть в номерах и заниматься. Вот только Арсенов не учёл, что балкон был общий и занятия у детей проходили на свежем воздухе. Без учебников.
С Космозоо вообще связано много забавных моментов. Например, чтобы «оживлять» муляж крокодила, с которым работала Алиса, в пруду Ботанического сада под чучелом сидел водолаз. Он заставлял рептилию двигаться и открывать рот, так что сотрудники Ботсада пугались и советовали всё-таки связать страшилище, чтобы никто не пострадал. А актёру Игорю Ясуловичу приходилось приманивать козла Электрона сигаретами. Козёл бегал за пачкой как на верёвочке и с удовольствием жевал табачные изделия.
Игорь Ясулович и ученый козел. Скрин с сайта youtube.com

Дорогая коленка

К Наташе Гусевой было особое отношение. Однажды во время съёмок она разбила коленку - пришлось делать перерыв. «Из-за тебя сто человек бездельничают, дорогое время пропадает!» - укорял актрису режиссёр. «Я больше не подведу», - пообещала расстроенная Наташа. И не подвела.
Арсенову пришлось особо потрудиться над сценой встречи класса с Алисой. Он долго учил детей восхищаться - на помосте сидел оператор с камерой, а за ним был светофор, на который нужно было смотреть и говорить: «Алиса!!!» Пять дублей дети смотрели на светофор и трепетно выдыхали: «Алиса!!!»
Таинственный кристалл миелофона - прибора для чтения мыслей - был всего лишь уральским сувениром. К концу съёмок его уронили, и кристалл начал к тому же вываливаться из коробочки… По книге прибор выглядел иначе - у него был наушник. Сейчас миелофон хранится дома у Натальи Гусевой, её дочь Алеся иногда берёт его в школу похвастаться.
Павла Арсенова упрекали за то, что он снял «сладенькую сказку», что о будущем надо было делать «картину-предостережение», но режиссёр думал в том числе и о детдомовцах, хотел показать им другой мир, более разумный, приветливый: «Я могу снять червяка пострашнее, чем в «Броненосце «Потёмкине», но представляю, с каким чувством это будут смотреть наши дети».
После выхода фильма Арсенов получил письмо от ленинградской девочки, которая несколько раз в пустом районе новостроек сажала деревце, а хулиганы его ломали. Три раза они с отцом сажали, а на четвёртый уже не хватило сил. Потом она посмотрела «Гостью из будущего» и решила: «Буду всю жизнь дерево сажать, пока они не устанут ломать». Арсенов был счаст­лив: вот оно, прекрасное далёко.
Арсенову пришлось особо потрудиться над сценой встречи класса с Алисой. Скрин с сайта youtube.com

ФАКТЫ

  • Чтобы снять Алисин рекордный прыжок в длину, оператора вместе с камерой закопали в песок. Но Наташа Гусева всё равно очень боялась, что недопрыгнет и приземлится прямо на дорогостоящее оборудование.
  • Когда снимали жизнь Алисы в квартире Юли Грибковой, оператору пришло в голову сделать эпизод купания обеих девочек в ванне с пеной. Надо ли говорить, как были рады Наташа Гусева и Марьяна Ионесян, когда от этой идеи всё-таки отказались…

Смотрите также: