Любил подраться
«АиФ»: - Анатолий Семёнович, на вас в 2000 году свалилась небывалая популярность: ваш ученик стал Президентом России.
А.Р.: - Популярность эта имела и позитивные, и негативные стороны. Прежде всего мне самому нужно было перестроиться, погасить в себе мысли: «Надо же, какой я великий стал неожиданно! У меня ученик - президент. Это же даже больше, чем олимпийский чемпион!» Но олимпийский чемпион получает звание благодаря в том числе и тренеру. А Володя стал президентом совершенно без моего участия.
Конечно, какие-то качества Путина были заложены благодаря занятиям спортом. Для того чтобы побеждать, нужно было развивать характер. Он был трудолюбив, физически неплохо подготовлен. Вынослив был всегда, никогда никого не боялся. Это, думаю, у него врождённое качество. Если обижали, мог постоять за себя.
Наверное, из спорта пришло и его умение дружить. Мы в своё время очень много ездили на сборы, на соревнования. Порой приходилось ехать в плацкартном или сидячем вагоне, ночевать на вокзале, спать на скамейках или даже на полу. Мальчишки сплачивались, становились настоящей командой. Никто не пытался тогда тянуть одеяло на себя, все помогали друг другу. В спорте, по крайней мере в борьбе, всё гораздо проще, чем в театральном мире или в шоу-бизнесе, где строят козни друг другу, в глаза плещут кислотой. У нас такое редко встречается. Здесь на ковёр выходят соперниками, а с ковра могут уйти лучшими друзьями.
«АиФ»: - А какое он на вас произвёл впечатление, когда впервые пришёл к вам в школу?
А.Р.:- Обычный мальчишка. Владимир пришёл к нам в 1965 году в секцию самбо на проспекте Декабристов во время осеннего набора. Привёл друга. Я посмотрел на них и принял. Почему он пошёл в борьбу? Да потому что большинству мальчишек хочется быть сильнее, уметь дать сдачи обидчикам. Мальчишки же любят подраться. Володя не был исключением.
Походил несколько месяцев, и родители, насколько я знаю, оценили его выбор: сын стал дисциплинированнее, начал лучше учиться - я ведь тоже проверял его дневник, регулярно ходил к нему домой, общался и с папой, и с мамой. Считал, что это моя обязанность - знать, как и чем живут мои воспитанники. Это была обычная трудовая советская семья. Утром родители уходили на работу, сын - в школу, дома не было никаких изысков, излишеств. Да и Володя ничем не выделялся. Не думаю, что кто-то тогда мог подумать, что этот мальчик станет главой государства.
«АиФ»: - Что для него было более важно: победа или участие?
А.Р.:- И для Путина да и для его друзей-мальчишек, конечно, главной была победа. Но я не замечал, чтобы он сильно расстраивался при проигрышах. В жизни он всегда был сдержанный, а вот на ковре - очень эмоциональный. При этом он умел делать выводы, просчитывать ходы соперника. Как-то в схватке он проиграл одному спортсмену, а буквально через несколько дней должен был снова выйти с ним на бой. И вот в следующий раз Путин боролся с этим человеком всего несколько секунд - и победил. Не думаю, что это в нём злость скопилась. Мне кажется, он просчитал партнёра. Он вообще очень хороший психолог. Из него мог получиться неплохой боец. Но ближе к окончанию школы Володя заявил и мне, и своим друзьям, что хочет быть разведчиком, что в профессиональный спорт не пойдёт.
Когда он стал президентом, я, конечно, был удивлён и обрадован. Сейчас мы встречаемся иногда. Виделись после Олимпиады в Лондоне, а потом в Сочи в декабре.
Президент в форме
«АиФ»: - Как вам показалась спортивная форма президента? Говорят, он получил уже 8-й дан по дзюдо. Объясните для простых читателей, что это значит.
А.Р.:- Могу сказать, что Путин в хорошей спортивной форме, хотя всё-таки годы прибавляются. Но он играет в хоккей, иногда надевает кимоно. Что касается данов, то это японская классификация. Спортсмены, которые, выступая на соревнованиях, добились высоких результатов и внесли свой вклад в развитие дзюдо в своей стране и в мире, получают даны - от 1-го до 12-го. Тут, конечно, вклад должен быть соответствующий. Путин для дзюдо сделал много - организовал международный фонд дзюдо, по его протекции были созданы Академия дзюдо в Звенигороде, клуб «Явара-Нева» в Санкт-Петербурге. Ну и, конечно, в борьбе он умеет очень многое. Будучи в Японии, в Кодокане - это Мекка дзюдо, - Путин демонстрировал свою технику в присутствии премьер-министра Японии и ведущих специалистов по дзюдо.
- При встречах на правах учителя советы по развитию спорта ему даёте?
А.Р.:- Наверное, это моя беда - мне всегда казалось, что с ним нужно говорить на отвлечённые темы, не о делах. Поэтому я, честно говоря, всё это время молчал. Но если бы он сам спросил, то я мог бы сказать: мне очень не нравится, что у нас тренерами национальных команд становятся иностранцы. Им платят огромные деньги, а наши, российские специалисты, фанаты своего дела, в глубинках получают гроши. У нас должна быть своя гордость, нужно выращивать своих Платонов и Ньютонов, как писал Ломоносов. Они есть, хотя небольшие зарплаты совершенно не привлекают новые кадры. Заканчивая институт физической культуры, молодёжь чем угодно занимается - бизнесом, коммерцией, даже политикой, но не спортом.
Физическую подготовку населения страны нужно ставить на одно из ведущих мест. Кто-то скажет, сейчас всё есть, но дорого. Но ведь у нас повально все идут в престижные, коммерческие виды спорта. А ведь есть и другие. Национальный, всеми забытый вид спорта городки или та же лапта. Пожалуйста, приходите, туда вас бесплатно возьмут! Но все хотят в теннис, карате, ушу. А там да, дорого…
Смотрите также:
- «Спорт заставит забыть о болячках». Как на пенсии оставаться активным? →
- Александр Волков: приеду в Нижний Новгород после первой победы в UFC →
- Светлана Пантелеева: «Я плачу, когда побеждает моя ученица» →