Спасите наши семьи! Как в реабилитационных центрах помогают детям

Доверие в семье иногда начинается с общего праздника. © / Центр «Журавушка»

   
   

Почему социальное неблагополучие родителей всегда родом из детства? Кто готов поддержать оступившихся мам и пап? Об этом «АиФ-НН» беседует с психологом, зам. директора по развитию Центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» Екатериной Дерябиной.

С минуса на плюс

- Екатерина Вадимовна, сейчас вы работаете с семьями, находящимися в социально опасном положении. Речь идёт только о семьях, где родители пьют и бьют детей?

- Тяжёлая жизненная ситуация может сложиться абсолютно в любой семье. К ней порой приводит развод, потеря работы и другие обстоятельства.

Но есть семьи с признаками опасной ситуации для жизни и здоровья детей. Их государство берёт под контроль. О том, что такая ситуация в семье сложилась, сообщают из детских садов, школ, говорят соседи. Затем подключается комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специалисты нашего центра.

Конечно, часто причины бед в таких семьях - алкоголизм и наркомания. Иногда люди в наши непростые времена так измучены процессом выживания, что дети предоставлены сами себе. Иногда речь идёт о серьёзных трудностях в воспитании, о проявлениях жестокого обращения в отношении детей, хотя с виду всё может быть вполне благополучно. Сейчас в нашем проекте «Вместе мы можем больше» добровольно участвуют 43 нижегородские семьи.

- В нашей стране не слишком принято выносить сор из избы. СМИ постоянно рассказывают, что органы опеки якобы спят и видят, как бы изъять ребёнка из семьи. Как люди реагируют на вторжение в их семьи, пусть и с благими намерениями?

   
   

- В семью придут только тогда, когда негативная информация о ней из разных источников будет проверена. После первого звонка приедут, если речь о реальной угрозе жизни ребёнка.

Недавно нам на телефон доверия позвонила женщина и сказала, что в соседской квартире заперт годовалый малыш. Она слышит, как он плачет и не знает, что делать. Специалисты тут же забили тревогу, и в течение часа в семью выехали представители МЧС вскрывать дверь. Выяснилось: ребёнка действительно оставили без присмотра на длительный срок - больше двух часов. Семью взяли под контроль все профильные ведомства.

Изъятие ребёнка в приют - всегда крайняя мера. Дети должны расти в семье. Система, какой бы она хорошей ни была, полноценную личность воспитать не может.

- «Журавушка» уже много лет работает с семьями, находящимися в социально опасном положении. В чём особенность проекта «Вместе мы можем больше»?

- Это попытка выстроить более эффективное взаимодействие, с минуса уйти на плюс. Мы действительно приходим в семьи, а не они обращаются к нам за помощью. Как можно подружиться? Только на позитиве.

Речь идёт не только о весёлых праздниках, но иногда и такая акция способна привлечь людей, показать: наша цель не отнять ребёнка, а помочь родителю исправить сложную ситуацию. Мы понимаем: люди не от счастья становятся зависимыми, это болезнь.

Только вместе

- Как реально помочь таким семьям?

- Есть бесплатные тренинги, психологические и логопедические занятия. Иногда люди в такой помощи нуждаются и вынуждены за неё платить. А тут они смогут потратить эти деньги на еду, одежду, игрушки для ребёнка, это уже стабилизирует ситуацию дома.

Мы проводим семинары, где родители могут задавать вопросы о воспитании.Пользуется успехом игровая, или арт-терапия: родители и дети вдруг начинают лучше понимать друг друга через рисунок. Порой людям нужен опыт других семей, чтобы осознать, как искать выход из собственной ситуации. Опекунам (чаще это бабушки) объясняем: ценны не столько их идеи, как накормить или одеть-обуть внуков, важны отношения с ребёнком.

Иногда мы сопровождаем родителей в поисках работы, предлагаем проблемным папам или мамам бесплатно закодироваться при поддержке областного наркодиспансера. Но это всегда сотрудничество семьи и специалистов. Нужно обоюдное желание всё изменить и конкретные действия с обеих сторон.

- Когда человек алкоголик или наркоман, он неизбежно деградирует, у него маргинальный круг общения. Способен ли он воспринимать такие тонкие подходы?

- Кто-то готов приходить на занятия, понимая: социум дал им последний шанс исправить ситуацию. Конечно, когда уровень алкоголизации высок, мы ищем в семье других, «резервных людей». Как правило, это бабушки, тёти.

- Сколько семей реально реабилитируются и выходят из социально опасного положения?

- 15-20%. Но это семьи, где ситуация не зашла слишком далеко. Бывает, мы сопровождаем и курируем семьи до совершеннолетия ребёнка, это их удерживает от срывов.

Из 43 семей - участников проекта «Вместе мы сможем больше» за 2018 год шесть уже сняли с экстренного патронажа. Мы просто звоним этим людям и узнаём, как дела. Главные социальные показатели благополучия: родители не употребляют алкоголь и наркотики, устроились на работу, дети сыты, одеты, ходят в школу, детский сад, кружки, меньше болеют, более открыты социуму.

С мамой лучше

- Вы так боретесь за сохранность семьи. Но всегда ли сами дети хотят остаться со сложными родителями?

- Надо понимать, что в ребёнке - часть папы и мамы, он никогда не жил по-другому. Для него любое поведение родителей - такая действительность, такая любовь. Взрослые люди понимают: здесь нам плохо, где-то может быть лучше. У детей такой широкой картины мира нет. Для него изъятие из семьи - всегда огромная травма. С точки зрения ребёнка безопаснее семья, чем неизвестность.

Потом, дети очень часто - такие «якоря» для своих сложных родителей. Когда их изымают, всё в жизни рушится окончательно. Даже в очень непростых ситуациях для некоторых отцов и матерей ребёнок остаётся абсолютной ценностью, и они из последних сил готовы за него бороться.

- Многих мучает вопрос: зачем крайне социально неустроенные, страдающие алкоголизмом или наркоманией люди так стремятся рожать детей? Порой много детей…

- Все проблемы из детства: родители жили бедно, кто-то из них пил, были трудности с получением образования. Но как-то мама с папой жили, и мы будем так жить!

Государство сегодня поддерживает деторождение, в том числе финансово. Есть выплаты на детей, готовы помочь благотворители. И это не всегда плохая история, такие семьи как раз контактны. Часть из них делают всё, что могут, для своих детей, просто их социальные, материальные и психологические ресурсы очень бедны.

Мы (я имею в виду социальные службы, психологов, педагогов) не можем заставить или отговорить людей рожать, это их право и их выбор. Мы только можем оказать им помощь.

Семья должна знать: им есть кому помочь, они не одни. Главное - помнить: дети - это ценность и счастье.

Смотрите также: