Город наизнанку. Нижний Новгород стал героем мистического фэнтези

Марина Козинаки, Ксения Куршина / Коллаж АиФ

В последние годы Нижний Новгород становится очень популярным и заметным городом на карте РФ. В него съезжаются тысячи туристов, о нем сочиняют песни, снимают фильмы и даже пишут книги. И вот теперь он стал главным местом действия захватывающего мистического романа, который недавно вышел в московском издательстве АСТ. Нижегородская писательница Саша Степанова презентовала свою книгу «Двоедушник» под псевдонимом Рута Шейл. В ней она вывернула наш город наизнанку и поведала о загадочных его жителях, населяющих другую сторону, невидимую простому обывателю.

   
   

Параллельная жизнь города

«Для меня Нижний Новгород – это не просто декорация, это практически город-соавтор, - рассказала Саша Степанова в эксклюзивном интервью «АиФ-НН». – Купеческий, рабочий, светлый снаружи и темный внутри, он сохранил много примет жизни XIX-начала ХХ века и еще больше потерял. Здесь все пропитано историей, она ходит по улицам вместе с людьми, напоминает о себе каждым двором, каждым домом. Можно заглянуть в подъезд неприметного с виду здания, и оно окажется порталом в прошлое, где есть дубовый паркет, лепнина, витые перила, изразцовые печи с коваными заслонками».

По задумке автора, главный герой книги имеет две души, две абсолютно разные сущности. Так и сам город в повествовании окутывает идея двойственности: «лицевая» жизнь красочных фасадов и порой фальшивого лоска, и «изнанка», которая скрывается за всем этим поверхностным великолепием. Шаг в сторону – и ты оказываешься в абсолютно другом мире, полном мистических тайн и оживших городских легенд.   

Нижний Новгород очень живописен в изгибах мостов Фото: АиФ

«Рождественская, Покровская, Ильинская - целые улицы бывших особняков и доходных домов. На Черниговской вообще кажется, что время остановилось. Я не могу представить свой сюжет без этих локаций, потому что именно они - основа атмосферы, концепции лица и изнанки города, которую я выстраивала с опорой на нижегородскую историю, на прошлое ее жителей, на современный облик города. Кроме того, Нижний ведь очень живописен в изгибах мостов, в храмовой архитектуре, в самой местности склонов, круто спускающихся к реке. Здесь бродит очень много идей, я позаимствовала всего лишь несколько. И мне кажется, многие жители города тоже их замечают, чувствуют город в том же ключе, что и я. Появляются созвучные мне выставки, посвященные утраченным домам, добровольцы проводят экскурсии по «деревянному Нижнему», находя в ветхих зданиях то самое очарование, которое я пыталась передать своим текстом. Даже стрит-арт здесь - не случайные картинки, а попытка осмысления судьбы домов и горожан. И местами крик о помощи», - продолжает автор.

Призраки прошлого
В романе «Двоедушник» лаконичным образом переплетается современность и реальные истории из прошлого города. Автор рассказывает читателю о местах, в которых когда-то происходили важнейшие события, а ныне живут призраки прошлого. Одной из любимых городских легенд самой Саши является история усадьбы Каменской на Верхневолжской набережной.   
«Меня завораживает история о кладе, найденном в этом особняке. Я мельком упоминаю ее в первой книге и сейчас, в процессе работы над второй, возвращаюсь к ней снова. Смотрю семейные фотографии, читаю дневниковые записи Ольги Ивановны. На одном из фото семейство пьет чай на веранде ныне заброшенного особняка. И дочка хозяев Аля (Елена) улыбается, сидя в обнимку с кукольной немецкой «фройляйн». Когда смотришь на них отсюда, из ноября 2016-го, зная, что будет дальше, слышишь их далекие голоса, это заставляет задуматься о том, что же останется после нас спустя столетия. И, может быть, чуть больше ценить настоящее», - говорит писательница.

   
   

По легенде, существует проклятье Каменских. Купеческая семья, спасаясь от советской власти, вынуждена была бежать из Нижнего Новгорода, оставив в своем особняке почти все ценности. В семидесятых годах прошлого века во время ремонта в усадьбе один из рабочих нашел тайник с кладом, но это не принесло ему счастья. Вскоре после роковой находки его сослали в лагерь, где он умер. Некоторые утверждают, что по ночам из старинного особняка доносятся странные звуки: смех, звон столовых приборов, классическая музыка. Словно призраки хозяев все еще привязаны к своему дому.   

Очарование ветхих зданий Фото: АиФ

Дома «диктуют» текст

Чтобы книга получилась такой, какой ее в результате увидел читатель, автору пришлось немало потрудиться. Родом Саша из Нижнего Новгорода, но вот уже десять лет живет в Москве. И чтобы история «Двоедушника» вышла настоящей и честной, ей приходилось специально приезжать на малую родину, чтобы проникнуться духом городских легенд и колоритных развалин.

«Текст был написан не в Нижнем, но я несколько раз возвращалась сюда, чтобы поймать нужную волну, много фотографировала, снимала и монтировала видео. Тогда же мне повезло купить с рук несколько краеведческих книг, которые я долго и безуспешно искала в Москве, и роскошное издание по истории Ромодановского вокзала. Вообще есть несколько мест, которые я обязательно навещаю в каждый свой приезд - это вокзал, Куйбышевская водокачка и мукомольный завод на Черниговской. Там можно просто стоять, смотреть и слушать - и вернуться домой с готовым куском текста в голове, бери и записывай слова домов, для меня это действительно очень сильная и ресурсная практика. Недавно присмотрела несколько новых симпатичных мест для второй книги. Но рассказывать о них пока рано», - подытожила Саша.

Нижний сохранил много примет жизни XIX-начала ХХ века и еще больше потерял Фото: АиФ

Смотрите также: