Геймеры и скинхеды. Кем считают себя современные школьники?

В нижегородских школах большинство опрошенных считают себя геймерами © / Наталья Бурухина / АиФ

С социологом Евгением Шорыгиным «АиФ-НН» беседует о том, насколько уникальны школьные годы современных подростков и почему важно считать «белых ворон» в школах.    
   

Евгений Шорыгин
Родился в 1994 году в Нижнем Новгороде. Окончил факультет социальных наук ННГУ им. Лобачевского. Стипендиат Оксфордского Российского Фонда. Автор более 10 научных публикаций, участник российских и международных конференций.

В виртуальном мире

- Евгений, вы провели необычное социологическое исследование. Чему оно посвящено?

 - В двух словах: выявлению неформальных молодёжных субкультур в школах - их численности, отношению к ним одноклассников, учителей. В опросе участвовали 600 старшеклассников (9 - 11 классы). Также мы опрашивали их учителей, социальных педагогов, директоров школ, вчерашних выпускников. Дети отвечали на анкету из 200 вопросов. Со взрослыми проводились личные интервью.

- А что сегодня вообще принято понимать под фразой «неформальная молодёжь»?

- Социологи различают несколько групп субкультур. Мужественные - футбольные фанаты, скинхеды, гопники, панки. Нейтральные - хипстеры, геймеры. Андрогинные - эмо, готы. В рамках нашего исследования мы пользовались этой типологией.

В школах большинство опрошенных считают себя геймерами, аргументируя это тем, что любят играть в компьютерные игры, активно используют гаджеты. Затем идут скинхеды и футбольные фанаты. В меньшинстве оказались эмо и готы - 1-2% среди опрошенных.

   
   

- Вызывает опасение, что так много подростков причисляют себя к скинхедам…

- Согласно последним социологическим опросам, сегодня в российском обществе у людей очень повысился уровень агрессивности, нетерпимости по отношению к другим. Этому способствует экономический кризис, отсутствие даже у взрослых людей моральных ценностей, жизненных ориентиров.

Такие глобальные изменения в обществе не могут не отражаться на более локальном социуме - школе. Мы оценивали и то, как молодёжные субкультуры отражены в СМИ. Выявили, что те же эмо и готы ассоциируются с сатанизмом, с вандализмом на кладбищах, с самоубийствами. В то же время про мужественные субкультуры снимают сериалы навроде «Реальных пацанов». Такая модель поведения приветствуется! А между тем у представителей этой субкультуры ниже успеваемость, часты конфликты с родителями, есть нетерпимость к одноклассникам - именно их будущее вызывает опасения.

Кто твой друг?

- Какие ещё интересные результаты удалось получить?

- Мы пытались изучить толерантность подрастающего поколения. Например, в анкете был вопрос: «Кого из этих людей вы могли бы допустить в своё окружение в качестве одноклассника, школьного друга?» Прежде всего ребята не хотят видеть рядом гомосексуальных подростков. В «антирейтинге» также - представители других рас и национальностей. Печально, но 67% нижегородских школьников не хотят дружить или даже сидеть за соседней партой с ребёнком с ограниченными возможностями. Получается, что все внедряемые властями программы, связанные с возможностью детей-инвалидов обучаться в обычных школах, к сожалению, не находят отклика. Здоровые дети к появлению такого ребёнка в своей среде просто не готовы.

- Как относятся взрослые к неформальной молодёжи?

- Есть приказ Министерства образования РФ, где чётко описан внешний вид школьника. Естественно, учителя вызывают родителей, если девочка чересчур коротко постриглась и выкрасила волосы в розовый цвет.

- Я думаю, и у родителей такие перемены должны вызвать тревогу.

- Такое поведение - процесс подростковой социализации. Учёные доказали: принадлежность к молодёжным субкультурам во взрослой жизни, как правило, проявляется лишь в музыкальных, стилевых привычках - не более. Родителям надо беспокоиться, когда ребёнок попал в компанию, где доминируют ценности насилия, где в порядке вещей курить, пить алкоголь, употреблять наркотики.

Нет насилию!

- Может ваша работа стать руководством к действию, например, для чиновников от образования?

- Вместе с минобразования региона планируем проект, направленный против насилия в школах. Согласно недавним опросам, каждый четвёртый школьник города относится к группе риска в отношении психологического насилия со стороны одноклассников. Проект будет включать интернет-портал с информацией по теме. Дети в режиме онлайн смогут получить консультацию психологов, юристов. В школах распространим информационные буклеты.

- Наверняка издевательства одноклассников травмируют психику не «такого», как все, ребёнка. Многие несут эти обиды во взрослую жизнь?

- Если школьный изгой, поступив в вуз, находит себе компанию друзей, то он, как правило, успешен в жизни, образован, очень терпим по отношению к другим людям. Но если брать социологические данные, то такие люди чаще озлобляются.

Возьмите биографию любого маньяка. Будущих серийных убийц всегда унижали одноклассники! Насилие в школе - эта проблема государственного масштаба. Если её не решать, мы получим новый всплеск немотивированной агрессии, убийств, суицида.