Легендарный нижегородский парикмахер отметила 70-летие

   
   

В её архиве - десятки грамот и наград международных, всесоюзных и республиканских конкурсов. Но самым почётным Роза Васильевна считает звание «Заслуженный работник бытового обслуживания РСФСР».

- Этого звания удостоились всего три парикмахера в Советском Союзе, - гордо поясняет мастер.

Звёздная накладка

Своих «звёздных» клиентов она может перечислять часами. С удовольствием вспоминает о знакомстве с певцом Иосифом Кобзоном…

- Нас готовили к очередному конкурсу в экспериментальной лаборатории в Москве, - рассказывает Роза Васильевна. - Туда же перед концертом пришёл делать накладку и Иосиф Давыдович (наводить красоту туда вообще приходило много знаменитостей). Тогда ему было лет 40, но лысина была уже приличная. Мастера, который обычно делал ему эту процедуру, не оказалось на месте, и певец ходил растерянный. И тут я осмелилась предложить свои услуги - навыками театрального гримёра я владела хорошо. В итоге на протяжении 3 месяцев, пока я была в Москве, Кобзон ходил только ко мне. А потом, приезжая на гастроли в Горький, он делал накладку у меня.

Любопытная процедура проходила обычно в театральной гримёрке.

Укротительница шевелюр

Роза Васильевна колдовала над волосами Кобзона, фокусника Игоря Кио, первого секретаря Горьковского обкома партии Юрия Христораднова, будущего нижегородского губернатора Бориса Немцова. Подставляли свои головы Пахомовой все руководители региона с 70-х до начала 90-х годов.

   
   

О политических деятелях она вспоминает с иронией.

- Борю Немцова в салон привела мама, когда ему было 12 лет, - вспоминает Роза Васильевна. - Так я его и стригла до отбытия на работу в Москву.

Помнит, как начинающий демократ Немцов в конце 80-х, перед первыми действительно свободными выборами, зря времени не терял - и в очереди на стрижку агитировал клиентов голосовать за него.

Да и в бытность губернатором Борис Ефимович мог запросто, без охраны и помпы, прийти в тот же салон, чтобы укротить шевелюру.

В театр с ножницами

А по вечерам Роза Васильевна шла в театр - гримировать и стричь актёров. Для расширения кругозора она закончила курсы гримёров и готовила к выходу на сцену многих актёров, служивших до перестройки. Самые трепетные воспоминания у Розы Васильевны о народной артистке СССР Антонине Собольщиковой-Самариной и композиторе Александре Касьянове.

- Они меня буквально «удочерили», я много с ними общалась и росла как личность, - вспоминает с грустью Роза Васильевна.

В помощниках у кутюрье

Довелось Розе Пахомовой прикоснуться и к мировой моде. Она работала с модельерами Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным. Они приглашали на время показов парикмахеров - давали задания, а те додумывали.

- С Валентином Юдашкиным мы не сошлись характерами, и наше общение ограничилось подготовкой к паре дефиле, - вспоминает она. - А вот Слава Зайцев меня просто покорил своей простотой в общении. Затаив дыхание, я смотрела, как он шил платья. Он творил прямо на манекенщице - набрасывал на неё кусок ткани, брал ножницы, иголку и начинал... Правда, в этот момент мы к нему не подходили - мастера это очень раздражало, приводило в бешенство.

Звезда гламура про запас

Любопытно, что на последний для Розы Пахомовой международный конкурс в Минске «запасным» с ней поехал никому ещё не известный, но очень талантливый провинциальный парикмахер Сергей Зверев.

- Я уже подходила к возрастному рубежу для участия в конкурсах, а Зверев, наоборот, только начинал, но уже тогда проявлял недюжинную хватку, - улыбается Пахомова. - Для подготовки к конкурсу он первый раз приехал в экспериментальную лабораторию в Москву. Преподавателей от себя не отпускал! Всё внимание требовал уделять только его персоне.

Пахомова вспоминает о гламурном парикмахере как о неплохом выдумщике. Но классические стрижки «волосок к волоску», требующие скрупулёзной, филигранной работы, по словам Розы Васильевны, ему не давались.

Ирокез - измена Родине?!

Как ни странно, Роза Васильевна считает, что родилась не в своё время.

- Сейчас можно делать всё, - сожалеет она. - Раньше была обязаловка: студентам - молодёжную стрижку, школьникам - полубокс. Помню, парня за выстриженные виски и длинные волосы на затылке могли вызвать в обком комсомола. А одного моего молодого клиента отчислили из института за модный ирокез.

Для студентов, у которых в вузах есть военные кафедры, приходилось придумывать стрижки-трансформеры. Нижний волос коротко оформляла, чтобы нужная «скобочка» была, а вверху оставляла длинные, их молодые люди в нужный момент закалывали «невидимками».

Роза Васильевна официально была мужским мастером. Но горьковчанки добились разрешения стричься у неё в мужском зале с 7 до 9 часов утра или с 7 до 9 часов вечера.

- Уровень профессионализма в советские годы у парикмахеров был намного выше, чем сейчас, - говорит Пахомова. - Раньше на парикмахеров учились целый год, потом молодые специалисты проходили аттестацию, и им на полгода назначали мастера-наставника, который наблюдал за новым кадром. Потом после сдачи экзаменов новичку присваивали квалификацию мастера бесклассного. Затем - мастера второго класса, первого класса и, наконец, модельера. А сейчас профессию осваивают полгода - и после курсов уже стригут клиентов без всякой практики.

Поэтому многие нынешние парикмахеры умеют делать только несколько базовых стрижек.

11 июля королева ножниц и фена отметила своё 70-летие. Теперь она живёт с мужем в Лыскове - несколько лет назад купила домик в этом тихом городке.

- Подальше от клиентов, - вздыхает она. - Но ведь и сюда приезжают, просят постричь…

Смотрите также: