«Я называю их лесными духами, - говорит городчанин Владимир Марычев, мастер резьбы по дереву. - Они живут в деревьях, оврагах, лесных чащах». Лица этих существ и запечатлевает его рука.
Зов корней и веток
Ни семья, ни профессия Владимира Марычева с народными промыслами никак не связаны. Более того, служба, которой он отдал свою жизнь, лирике прямо противоположна: прапорщик Марычев - профессиональный военный.
Резьбой по дереву он хотел заняться ещё во время службы в жарком Таджикистане. Он часто ходил на речку Душанбинку и долго смотрел, как вода плещется о корни деревьев, превращая их в переплетения причудливых форм…
- Вышел на пенсию, времени больше стало. Взялся, как все, резать доски, потом - маски, - рассказывает Марычев. - Но быстро от этого дела устал: взял доску, наложил копирку, бери и режь. Скучно.
Тогда-то и припомнились «узоры» Душанбинки. Марычев отправился в городецкий лес… С тех пор и занимается этой «охотой». По его словам, сейчас на 10 км вокруг ни одной «кривульки» в лесу не найти, всё он выбрал. За находками ездит на вездеходе. Старенькая «Волга» по этому бурелому, да с таким же буреломом в багажнике, из глухого леса просто не выберется.
- Будущих «героев» я ищу там, где дереву приходится выживать, постоянно переносить экстремальные условия: овраги, болота, лесопосадки, сырые, тенистые места, где мало хорошей почвы, места и света, - рассказывает мастер. - Попадаются сросшиеся, переплетённые ветви, которые «опираются» друг на друга.
Мастер свой лес бережёт. Даёт молодым деревцам свет и свободу, избавляя от нежизнеспособного «мусора». Сучковатые, еле живые древесные уродцы в его работах получают вторую жизнь. А лес - доброго помощника.
Тысячи лесных лиц
«Слепые» ветки, фрагменты деревьев мастер превращает в настоящие тела существ. У них выгнутые руки, спины, очень выразительные лица с миллионами морщин, окружающих тёмные глаза.
- Ветка тонкая, круглая, «уложить» на неё весь рисунок, который ты задумал, непросто, - говорит Владимир Александрович. - Ведь должны быть не просто глаза, а выражение лица, определённая мимика. Легче вырезать простое человеческое лицо, чем это. Ведь «дух» - он вроде и человек, а вроде и нет. А надо, чтобы всё равно как живой был.
В зале у Марычева стоит целая часть дерева: несколько ветвей, похожих на кисть руки с кривыми пальцами. Владимир Александрович говорит, что «кисть» сейчас не трогает: боится испортить. Пока в голове окончательно не сложится образ, в руки резец не берёт, просто смотрит.
- «Духов» из дерева, захочешь - никогда не повторишь, - считает мастер. - За 12 лет, что резьбой занимаюсь, я уже больше 2000, наверное, вырезал. Ни одной «рожицы» похожей. Их объединяет только стиль, а лиц, как у людей, одинаковых нет.
Дерево с характером
Мастерская Марычева занимает отдельную комнату, с видом на лес. Везде - на шкафу, на столе, полках, полу, лампе, висящей под потолком, - лежит толстый слой мелкой-мелкой древесной пыли. Такую убирать можно годами… В комнате сильно пахнет смолой, деревом. К стене прислонены большие «дубинки»; под потолком, как на поленнице, аккуратно сложены кривульки поменьше. Мастер включает свет - сразу начинает работать радио. Так, под музыку, с резцом в руках, и проходит длинная зима.
Перед тем как пойти в работу, каждая ветка высушивается в течение года. Мастер берёт в руки одну из заготовок - зачищенный фрагмент дерева, с намеченными простым карандашом глазами и носом. При стуке звук получается звонкий, как будто это не сырое дерево, а кость.
Для своих работ мастер использует разные породы дерева: сосну, ель, берёзу. При высушивании они становятся твёрдыми, как камень.
- Самая мягкая, податливая - липа, - говорит мастер. - Без обработки мастикой, лаком или маслом высушенная осина остаётся серебристо-белой.
Цвет у дерева получается разный, от белого до сочно-жёлтого, красно-коричневого, шоколадного. Но чтобы получилась Вещь с большой буквы, нужно вложить в неё немало труда.
Практически на каждом этапе обработки дерево требует внимания и рук. В первое время, выравнивая поверхность наждачкой, Владимир Александрович стирал руки в кровь. А бывает, если дерево не до конца высушено, работа идёт насмарку.
- Случается, вырежешь лицо, только отойдёшь покурить. Возвращается - всё в трещинах: сердцевина сырая, - досадует мастер. - У дерева свой «характер».
Кстати
«Лесные духи», которых вырезает Владимир Марычев, очень быстро вышли «в народ». Сначала в качестве подарков, потом стали продаваться. Жители русских лесов теперь гостят повсюду: в Америке, Германии, в разных концах России.
Очень любят «кривульки» новые русские. Сегодня Владимир Марычев - долгожданный гость статусных фестивалей и конкурсов, автор персональных выставок. Одна из них, кстати, сейчас открылась в Городецком выставочном музее.
- Бывает, проходит конкурс по резьбе. Сидит мастер - у него инструментов целый арсенал, - смеётся Владимир Марычев. - А на самом деле нужно-то четыре резца и немного воображения…
Досье
Марычев Владимир Александрович родился в 1951 году в деревне Козловка Саратовской области. С 1992 года живёт в Городце. Военный пенсионер. Обладатель Гран-при областного конкурса мастеров резьбы по дереву «Городецкий левша». Призёр фестиваля «Мастеров народных братство». Дипломант всероссийского конкурса «Древо-2005».
Смотрите также:
- Уникальные шкатулки нижегородцев Шеншиных ценят во всем мире →
- «Рисовать умеет каждый». Как бухгалтер стала художником →
- Как быка вы назовёте… →