Почти 18 лет вдова Мария Кашина умело вела дела: открывала новые линии движения пароходов, строила комфортабельные суда. И держалась на Волге до последнего, конкурируя с акционерными обществами и объединениями. Считается, что с «железной Кашихи» Горький писал свою Вассу.
Муж – пароходчик из крепостных
Крупный нижегородский пароходчик Михаил Матвеевич Кашин, будущий муж той самой «Вассы», родился 5 ноября 1837 года в семье крепостного крестьянина в деревне Гашки Бурмакинской волости Ярославской губернии. По данным Ярославского историко-родословного общества, его отец крестьянин Матвей Кашин скопил капитал и выкупил в 1851 году из крепостничества ради вольной жизни младшего сына – 13-летнего Михаила.
Михаил надежды отца оправдал. Вместе с товарищем он купил буксирный пароход «Манифест» и начал зарабатывать. Вскоре Кашин продал свою долю компаньону и заказал в Перми собственный пассажирский пароход, который назвал в честь прадеда «Аввакум». Так началось самостоятельное дело Михаила Матвеевича.
Кашинский «Аввакум» ходил вверх по Волге от Нижнего до Пучежа и вниз – от Нижнего до лысковских Исад. Заходил «Аввакум» иногда и в костромскую Унжу, где по берегам стояло множество сёл. При этом во всех переписях Михаил Матвеевич участвовал как крестьянин деревни Гашки Ярославской губернии. В 1865 году он был в первом браке с Любовью Михайловной, которая была на пять лет младше мужа. Судя по переписям, детей у супругов не было.
Кашин работал за десятерых: он был и хозяином, и капитаном, и приказчиком, и пристанщиком. Публика у него была некапризная и экономная: крестьяне, мастеровые. «Аввакум» брал на пятак меньше, заходил на все причалы, даже маленькие, и всегда имел полную посадку. Успеху Кашина завидовали.
В одно время Михаил Матвеевич даже начал соревноваться с нижегородским пароходчиком Зарубиным, который внезапно поставил цену на проезд на пятак ниже кашинской. Кашин такое не стерпел и снизил на целый гривенник. Зарубин в ответ ещё больше уронил цены на билеты. Михаил Матвеевич объявил, что за пятак везёт даже на самое большое расстояние. На неделю демпинга оба пароходчика начали возить пассажиров бесплатно.
Правда, и тут хитрый Кашин обошёл конкурента – на каждый бесплатный билет в его кассе выдавали белую булку. За дуэлью пароходчиков следила вся Волга, а радовались ей пассажиры-крестьяне. В итоге первым не выдержал и сошёл с дистанции Зарубин, вернув прежние цены. На следующий день и Кашин вернул первоначальную стоимость билетов, а выдача булок прекратилась – настала пора навёрстывать убытки.
Счастье первой гильдии
25 января 1874 года 37-летний ярославский купец Михаил Матвеевич Кашин обвенчался вторым браком в Троицкой церкви села Новое Ярославской губернии с дочерью вольного хлебопашца 19-летней Марией Капитоновной Кузнецовой. Интересно, что Кашин не пишется вдовцом – вероятно, он развёлся с первой женой из-за её бездетности. Статную красавицу Марию Капитоновну Кашину могли сосватать его родители. А родная для невесты деревня Терпино стояла всего в 16 км от родительского дома жениха по современным дорогам.
Теперь Кашины были связаны с Нижним Новгородом – там стояли их пристани и целая флотилия пароходов и буксиров, среди которых выделялась новенькая двухтрубная «Мария», названная в честь молодой жены. Буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин» по весне работал на Нижней Волге, а на время Нижегородской ярмарки перегонялся на плёс Нижний — Казань. Другие суда, поменьше, назвали в честь детей и родственников («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна» и другие).
Остались архивные документы, которые свидетельствуют, что дом на перекрёстке современных улиц Варварской и Пискунова №25/10 принадлежал Кашиным, а позже был сильно перестроен. Вот его прежнее описание: «Дом каменный, двухэтажный. Крыт железом на два ската. Мерою: по Варварской улице 8 сажен и по Малой Печерской улице 12 сажен».
Карты, деньги, преступление
Когда именно счастье Кашиных расстроилось, понять трудно. Очевидно, оставив в прошлом труд за десятерых, Михаил Матвеевич заскучал от сытой жизни и пристрастился к вину и картам. Есть версия, что Кашина намеренно спаивали, так как его подход в речных перевозках мешал конкурентам. Михаил Матвеевич не отказывался от «копеечных» маршрутов, то есть продолжал возить бедную публику по малым пристаням и получал прибыль от количества пассажиров. Выскальзывающие из рук мужа бразды правления семейной компанией подхватывала деятельная Мария Капитоновна. Она была умна, расчётлива и постепенно взяла дело в свои руки.
Тем временем Михаил Матвеевич пристрастился к посещению «весёлых домов» и в 1895 году 58-летний купец был уличён в растлении малолетней, то есть девушки до 14 лет. Согласно нормам уголовного права тех лет, растление исключало изнасилование, но наказывалось так же каторгой. Подробностей в архивах историки пока не находили, но нельзя исключать и версию оговора мешавшего кому-то купца.
В краеведческих материалах описывается и попытка убрать с чьей-то дороги Марию Капитоновну. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября ему велели убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. Крупин испугался греха и написал повинную.
В пьесе Максима Горького «Васса Железнова» героиня приносит мужу-преступнику яд, чтобы тот мог избежать суда и каторги, а семья – запятнанной репутации. В официальных документах говорится, что Кашин скончался ещё до суда от «застарелой болезни». Учитывая ситуацию, редкое сердце могло выдержать такой позор.
Похороны были пышными.
Последняя на Волге
Почти 18 лет вдова Кашина умело вела дела: открывала новые линии, строила комфортабельные пароходы, арендовала дополнительные участки под пристани, о чём свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М.К. Кашиной отведённого ей участка на Сибирской пристани в 1900 году». Кашинские пароходы бегали по Волге, Оке и Каме. А с открытием москворецких шлюзов открылась срочная товарная линия Нижний — Москва. Кашина держала низкие расценки на фрахт и легко обходила конкурентов. Мария Капитоновна не боялась переговоров, мастерски владела ситуацией, а за глаза её звали «Кашихой». По сути, она превзошла своего мужа в деле речных перевозок.
Мария Капитоновна не скупилась на благотворительность. Она делала взносы на содержание Речного училища, где учились её будущие капитаны и лоцманы, а как сострадательная мать давала деньги на содержание убежища для призрения бедных детей Общества вспомоществования.
Трудности у Марии Капитоновны начались в 1910 году. Частные пароходчики не выдерживали конкуренции с акционерными обществами и объединениями, продавали свои флотилии и искали себе другое прибыльное занятие. Кашина держалась на Волге до последнего. Она ждала помощи от детей – сыновья как раз закончили университеты, но у них не возникло желания стать пароходчиками. Наконец, Марию Капитоновну стало подводить здоровье, и она поняла, что её время уходит. Кашинский флот был продан в 1913 году Объединённой корпорации судовладельцев за 1,305 млн руб.
Мария Капитоновна умерла в сентябре 1916 года в 61 год. Сохранилось описание двух её кабинетов. В одном из них стоял письменный стол на двух шкафчиках с сукном цвета бордо, японский экран к камину, чернильный прибор бронзовый на мраморных подставках, две пишущие машины «Премьер» и «Ундервуд». В другом кабинете — письменный стол на ножках с зелёным сукном. Кроме этого, наследникам бывшей ярославской крестьянки достались беккеровский рояль, три книжных шкафа и 82 тома энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.
Кстати
- Кашиной Марии Капитоновне приписывают ещё один каменный дом в Нижнем Новгороде – по улице Ильинской, 33. Судя по всему, он был продан в конце XIX века.
- С 1903 года в Ярославле работало пароходство «Братья Кашины», принадлежащее племянникам Михаила Матвеевича Кашина – Егору и Фёдору Григорьевичам.
- Родной брат Марии Кашиной – Александр Капитонович Кузнецов – имел своё пароходство в Астрахани.