Безналичная жизнь. Отменять ли наличные в нижегородских автобусах

Переход на исключительно безналичный расчёт в нижегородском общественном транспорте задумали с 1 января, но потом отложили на полгода — до 1 июля 2026-го. Возможно, это связано с возмущениями горожан, и без того давно измученных транспортными проблемами. А ещё существуют технические вопросы, без решения которых с безналом далеко не уедешь. Подробности — в материале nn.aif.ru.

   
   

Водитель перестанет отсчитывать сдачу

Отсрочить на время отмену наличных при оплате проезда в Нижегородской агломерации решил комитет областного Заксобрания по транспорту и дорожному хозяйству. Соответствующий законопроект по инициативе губернатора Глеба Никитина отправили на доработку.

До этого решения планировалось, что билет за монеты и банкноты в Нижнем Новгороде вы уже не купите ни в автобусе, ни в троллейбусе, ни в трамвае. С 2028 года такие правила должны ввести в Дзержинске, Арзамасе, Балахне, Городце, Богородске и на Бору.

В минтрансе Нижегородской области считают, что отмена безналичного расчёта повысит безопасность пассажирских перевозок: водители не будут отвлекаться на обилечивание. А ещё безнал должен сделать выручку перевозчиков более прозрачной.

Ещё один весомый довод: 97% нижегородцев уже сейчас оплачивают проезд картами — банковскими или транспортными. Лишь 3% (около 12 тысяч пассажиров) каждый день пользуются наличными, чтобы купить билет. Как правило, это гости города, пожилые люди и дети.

Но как раз забота о стариках и детях особенно важна, разве нет?

По мнению депутатов, до 1 июля 2026 года можно подготовить для моратория на наличку необходимую инфраструктуру. В первую очередь — расширить сеть продажи транспортных карт. В идеале торговать ими должны много где — от остановок до больших магазинов. Правда, те же пенсионеры и дети не всегда умеют эти транспортные карты пополнять.

   
   

Чёрный экран валидатора

Нижегородцы в социальных сетях бурно обсуждают грядущие нововведения 2026 года. По мнению многих, проблем у пассажиров и сейчас хватает: долгое ожидание автобусов, изношенность подвижного состава, опасные манёвры водителей, которым бывает наплевать на десятки пассажиров в салоне. И всё это — на фоне очередного недавнего повышения тарифов.

Беспокоит нижегородцев и технические возможности местных, простите, колымаг. «В двух из трёх маршруток экраны валидаторов на задней площадке чёрные — аппараты отключают, — рассказала пассажирка Светлана Пушкова. — Мне не жалко, если кто-то разок прикарманит мои 40 руб., переданные за проезд. А если зарплатная банковская карта в переполненном автобусе растворится, что делать?»

По данным одной из последних проверок регионального минтранса, проблема с валидаторами действительно есть. В декабре 2025 года из 25 проверенных автобусов в 19 терминалы оплаты были неисправны.

После проверки замминистра транспорта и автомобильных дорог региона Денис Рябинин сообщил: исправные стационарные валидаторы — обязательное условие государственных контрактов на пассажирские перевозки. Перевозчиков, допустивших в этом смысле нарушения, будут штрафовать. Но если валидатор по разным причинам не действует, как пассажирам платить за проезд здесь и сейчас?

А ещё нижегородские пассажиры каждый день испытывают проблемы с мобильным интернетом — будут ли при таких ограничениях работать терминалы для безналичных расчётов? А такое случается сплошь и рядом из-за ограничительных мер безопасности, действующих в Нижегородской области. Однако в компании «Ситикард», организующей эквайринг в нижегородском общественном транспорте, ранее сообщали, что транспортные карты должны работать даже без мобильного интернета. Терминалы фиксируют оплату автономно, а данные с них в центр расчётов передаются позже.

Если до отмены налички 1 июля 2026 года проблемы в общественном транспорте Нижнего Новгорода не устранят (а их за целую вечность уже не смогли устранить!), есть риск, что часть пассажиров просто поедет «зайцами». А это убытки перевозчиков.