Заповедная зона всё стерпит? Почему природу охраняют лишь на бумаге

Отдохнув на природе, не забудьте за собой убрать. © / Наталья Халезова / АиФ-Нижний Новгород

Заповедных зон в Нижегородской области всё больше, а леса всё грязнее и захламлённее. Кто и как защищает памятники природы?

   
   

409 памятников

Официально в Нижегородской области 409 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В прошлом году на кадастровый учёт взяли государственный природный заказник «Пустынский» и четыре памятника природы, а также образовали в Борском районе новый памятник областного значения «Участок леса с пихтой сибирской в Ковровском участковом лесничестве». На очереди - ещё две заповедные зоны: заказник «Журавлиный» и «Степные участки у д. Семенищи в Кстовском районе», говорит Юрий Грошев, министр экологии и природных ресурсов региона.

По данным ведомства, на 1 января 2016 года площадь особо охраняемых территорий в области - свыше 478 тыс. га. Это 6,3% от общей площади региона - на четверть больше, чем в ПФО (где в среднем 4,5% площади регионов под охраной государства).

Кстати
Если вы стали свидетелем загрязнения памятника природы, обратитесь в областное минэкологии - укажите факт правонарушения, при возможности приложите фото-, видеоматериалы. В регионе работает круглосуточная экологическая диспетчерская служба: 433-22-11.

Нижегородская область - единственный субъект РФ, где стратегия сохранения биоразнообразия имеет статус регионального документа. Да, на бумаге памятники природы охраняют - сохранять их должно всё то же минэкологии. А что на самом деле?..

Чей мусор?

Погожим майским утром в памятнике природы регионального значения «Малышевские гривы» на окраине Нижнего Новгорода шагу не ступить - кругом мусор. Раньше берег Оки здесь захламляли бытовые отходы и остатки пикников, теперь появилась строительная свалка. Те, кто её сюда привёз, проявили особую иронию - вывалили мусор в аккурат под объявление «Нам пора прекратить превращать наши леса в свалки».

- В конце прошлого года мы так радовались, когда выгребли трактором многолетние залежи мусора! А в апреле всё повторилось: в воде - куча бутылок, у дороги строительная свалка, следы попоек, - с горечью говорит волонтёр Анна.

   
   

Несмотря на призывы, расклеенные на деревьях добровольцами, хлам на природе как сваливали, так и сваливают, а скамейки, поставленные для отдыхающих, ещё больше привлекают любителей горячительного. Людям хочется подъехать к воде поближе и жарить шашлык прямо из машины.

«АиФ-НН» обратился в минэкологии Нижегородской области с просьбой разобраться хотя бы со строительным мусором. Сначала чиновники ответили, что по федеральным законам за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, захоронение твёрдых коммунальных отходов в городских округах отвечают органы местного самоуправления. Но потом, видимо, вспомнили о статусе памятника природы - на следующий день пришёл ещё один ответ: обещали внепланово обследовать лес.

Если судить по фотоматериалам, строительный мусор здесь лежал не одну неделю. Почему же не видели его чиновники от экологии, которые якобы регулярно осматривают территории памятников природы?

Свалка в Малышевских гривах. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Наталья Халезова

Защитим чистоту

К сожалению, подобная ситуация сложилась во многих памятниках природы, куда может добраться человек. Например, на территорию на Пустынских озёрах в Арзамасе посягают не первый год. То лес пытаются застроить коттеджным посёлком (стройку удалось прекратить усилиями местных жителей и властей, суд запретил возводить особняки на заповедной территории), то полигон твёрдых бытовых отходов рядом решат построить.

- Свалки создают и сами отдыхающие, у которых Пустынские озёра пользуются большой популярностью. И сколько ни призывай людей вести себя прилично на природе, ничего не помогает. Неужели наших сограждан можно остановить только штрафами? - говорит волонтёр Евгения Шумихина.

Конечно, не всё так плохо в природе Нижегородской области. Например, путём больших усилий, несмотря на массовые наплывы отдыхающих, удаётся сохранить в чистоте территорию святого озера Светлояр.

- Конечно, природа, красота, тонкость и чистота нуждаются в защите и охране. И есть люди, которые это делают. Радует, что на Светлояре очень чисто. Это охранная зона - она входит в природный парк «Воскресенское Поветлужье». Здесь поддерживают порядок и чистоту, - говорит Марина Кулакова, нижегородская поэтесса, организующая на Светлояре литературные фестивали.

Нарушений нет?

На территории заповедных зон нельзя разъезжать на транспорте, запрещено разводить костры вне специально отведённых мест, охотиться, рубить деревья и мусорить, всё это люди с удовольствием делают. Кто же следит за порядком?

- Егеря государственного бюджетного учреждения «Экология региона» ежедневно патрулируют особо охраняемые территории. Сотрудники минэкологии также проводят обследование территорий согласно внутреннему плану и по обращениям граждан, - рассказали нам в ведомстве.

Наказывать нерадивых отдыхающих могут сотрудники минэкологии и департамента Росприроднадзора по ПФО. Насколько активно штрафуют, можно судить по статистике. По данным минэкологии, в I квартале 2016 года не выявили ни одного нарушения на особо охраняемых природных территориях. В прошлом году составили 14 актов о правонарушениях, выписали штрафов на сумму 61 тыс. руб.

- Основные нарушения со стороны граждан - проезд и стоянка автотранспортных средств вне дорог. За это в 2015 году привлекли к административной ответственности более 20 человек. В этом году нарушений не выявили, - говорят чиновники.

20 нехороших людей за год заехали на территорию памятников природы региона на авто?! Столько авто въезжает в один заповедный лес только за утро выходного дня! Это может зафиксировать любой желающий. Значит, так внимательно проверяют?

Власти сетуют и на нехватку сотрудников, которые контролировали бы территорию памятников природы, и на большой объём бумажной работы, и на сложность установить виновных. Сидит человек в куче мусора и уверяет: «Это не моё». А как говорят в минэкологии, беспилотники, призванные следить за лесами, не видят, кто там мусорит.

Чиновники предлагают неравнодушным нижегородцам чаще обращаться в министерство: с фотографиями, точным указанием места, даты и прочих деталей происшествия. Возможно, привлекая общественность, сможем установить виновных. Ведь с тех, кто мусорит, можно не только штраф взыскать, но и сумму, потраченную на уборку территории памятника природы.

…Итак, как встретит нижегородская природа спасительный для себя год? Останутся ли в регионе чистыми реки и леса, не тронутые вандалами? Или пока мы воспитываем культуру в подрастающем поколении, нынешние взрослые всё успеют загадить?..

Фото: АиФ-Нижний Новгород

«Где гулять? На святом озере»

Асхат Каюмов, руководитель экоцентра «Дронт»:

- Статус памятника природы предусматривает жёсткий режим использования территории. Его вводят, чтобы удержать территорию от освоения. Берут под охрану участки, чтобы мы их не загубили по незнанию, по глупости или из коммерческого интереса.

В регионе есть много ценных природных объектов, немало мест обитания редких видов животных. Конечно, можно всё закатать под асфальт и спокойно «ползти на кладбище», потому что вымрем неизбежно без чистого воздуха и воды! Памятники природы - это наше достояние и условие нашего выживания. Сеть памятников природы требует развития. Давно обсуждают создание в регионе национальных парков. В области есть участки, которые нуждаются в особом статусе. Так что впереди много работы по увеличению территорий охранных зон. Но прежде всего нужно сохранить существующие заповедные места. Озеро Светлояр - уникальный памятник, и чем больше мы про это говорим, тем больше людей приезжают туда отдыхать и тем больше мусора выгребают местные власти. Народ рассуждает: «Куда пойдём водку пить?» - «А тут говорили, что озеро есть хорошее, святое, - Светлояр». К сожалению, из-за низкой экологической грамотности нашего населения не стоит рекламировать уникальные памятники природы. Мы ещё не готовы к ответственному отношению к природе. Из-за нашей повышенной любви заповедные леса могут просто исчезнуть.

Создание национального парка - дело не одного года и десятилетия. Регион должен определиться с местом, предложить его на рассмотрение федеральному центру, убедить Минфин России выделить деньги из бюджета, а это непросто в наших нынешних условиях…

Воспитание вместо штрафов

Валерий Барулин, один из организаторов Международного форума «Великие реки»:

- Никакие штрафы не помогут исправить людей - нужно заниматься воспитанием молодёжи. Раньше мусорили меньше - у людей было другое сознание. Вокруг рек всегда собирались люди, отдыхали, но никогда ничего в воду или на берег не бросали. Хотя мусор и тогда было некуда выбрасывать, как и сейчас. Раньше хотя бы стеклотару сдавали, макулатуру.

В Европе раздельный сбор мусора помогает решить проблему. У нас этого нет: все леса завалены пакетами, пластиком, а это страшно для природы. Исчезли контейнеры - раньше они стояли и в лесах, и на трассах. Ехали дачники, отдыхающие, складывали мусор, а теперь куда человек повезёт отходы - домой за 200 вёрст? Вот и бросают где ни попадя.

Как избежать дикого отдыха на берегу реки? Создайте оборудованные места - с беседкой, с мангалом и скамейкой, с мусорным контейнером. Такие примеры есть - и люди в такие уголки приезжают, с удовольствием там отдыхают. Причём это не требует больших вложений.

У нас вся законодательная база есть, причём принятые в 1970-е годы документы актуальны и сейчас. Я согласен, наказывать нарушителей нужно, но кому это доверить? Чиновники только бумажками занимаются. Легче лёгкого кого-то оштрафовать, так у людей взять в нынешних условиях нечего, это только в официальных документах средняя зарплата по области превышает 30 тыс. руб.

Деньги несъедобны

Валентин Ефремов, нижегородский путешественник, воздухоплаватель

- С воздушного шара открываются не только красоты Земли, но и проблемы. В Нижегородской области не всё так хорошо, как нас порой пытаются уверить. Чиновники говорят: «У нас с экологией всё хорошо». Выйдите на городские пляжи. На их содержание выделяют из бюджета деньги, а люди купаются в мусоре, в грязной воде.

Экология - наша жизнь. Посмотрите, как варварски у нас вырубают леса. Приезжаю в родной Лукояновский район и не узнаю мест - деревья идут под топор. На окраине леса, деревни - свалка. И всё это идёт в реку, загрязняя мир вокруг. А мы удивляемся, откуда у нас столько болезней.

Государство мало занимается экологическими проблемами. К уникальным природным объектам нужно привлекать особое внимание общественности. Сколько лет целлюлозно-бумажный комбинат загрязнял Байкал! Перелёт через озеро на воздушном шаре «Святая Русь», который мы совершили вместе с Владимиром Исайчевым, был призван привлечь внимание всего мира к проблеме загрязнения Байкала. И мы добились - президент решил закрыть комбинат.

Людям не хватает культуры. Мы должны быть для молодёжи примером. Нужно осознавать: наша Земля такая прекрасная, это наш дом! Мы же не ходим по дому с грязными ногами, не бросаем окурки и бутылки, а на природе - пожалуйста.

Недавно мы с нижегородскими студентами были в экспедиции «Подъёмная сила» в Керженском заповеднике, вели исследования. Вы бы видели, сколько у них было радости, сколько впечатлений! Ребята создавали экологические проекты, предлагали идеи для развития экотуризма - у нас в регионе для этого столько мест! Главное - стремление и желание. Так воспитывается любовь к Земле. Теперь, когда студенты едут на природу, они берут с собой мешки и уносят мусор, сколько смогут.

Без наказаний и штрафов, конечно, не обойтись. Если наказать человека несколько раз, он уже не будет мусорить. Но здесь не хватает полномочий - проводить рейды, выдавать нарушителям предписания вправе очень ограниченный круг лиц. Добровольцы не могут выписывать отдыхающим предупреждения. Жёсткие меры помогут заставить человека остановиться. Когда я жил в диком племени индейцев гуарани на Амазонке, вождь мне сказал мудрые слова: «Только когда на планете будут вырублены все леса, вода всех озёр и рек будет отравлена и в ней не будет водиться рыба - только тогда человек поймёт, что деньги несъедобны»…

Компетентно
Нарушения в работе минэкологии региона есть, констатирует Елена Корнишова, и.о. Нижегородского природоохранного прокурора. Так, у 15 заказников нет администраций, не установлен порядок финансирования, у 90 памятников природы регионального значения не утверждены паспорта и границы. Сведения о местоположении границ 359 охранных территорий не зарегистрированы в государственном кадастре недвижимости. По словам Е. Корнишовой, такие бумажные недочёты способствуют правонарушениям.

Смотрите также: