Откуда у них дети? Фильм о нижегородской семье взял приз на киноконкурсе

Татьяна, Алёна, Артём и Сонечка – совсем небольшая часть большой дружной семьи Фалиных. © / Татьяна Фалина / Из личного архивa

Приёмных семей много, но история Фалиных, пожалуй, уникальна даже в масштабах нашей огромной страны. Эта пара особенная, они берут в свой дом детей, которые не прижились в других семьях, а также тех, чьи матери отбывают наказание.

   
   

Недавно в Екатеринбурге завершился 33-й фестиваль документального кино «РОССИЯ». Фильм «Моя большая русская семья» (12+) режиссёра Натальи Кадыровой об удивительных нижегородцах Фалиных взял приз за лучший телевизионный фильм. А ещё издательский дом «Аргументы и факты» признал эту ленту лучшей в своей номинации – «Герои нашего времени».

С Татьяной Фалиной nn.aif.ru давно дружит и сотрудничает. А успех фильма стал веским поводом заглянуть в гости в многодетный «скворечник».

Девочка Цопа и сова Сюр

«Таня, Артём, откуда у вас появляются дети?» – задаю я с порога на первый взгляд странный вопрос. «По-разному!» – смеются Фалины.

Татьяна и Артём рано поженились, на свет один за другим появились сначала дочка Светлана, а потом сын Алексей. 

Молодая мама очень любила животных, поэтому не могла пройти мимо брошенных четвероногих, пристраивала их как могла. Однажды пошла в подземный переход на Московском вокзале предлагать добрым людям ничьих котят. Тут-то всё и началось: к Татьяне подошла девочка лет десяти. Рассказала, что сбежала из приюта, а домой идти не хочет – там пьющая мама. Есть ещё родные сестра и брат, и тоже в трудном положении. Словом, Таня и Артём приютили всех троих.

Потом были сводные братья Артёма по отцу – их маме тоже надо было помочь. Фалины решили взять мальчишек к себе. Ещё не смогли пройти мимо истории переселенцев из Азербайджана: четверо детей, серьёзные проблемы с деньгами и документами, дом сгорел…

   
   

Словом, дети стали появляться у Фалиных постоянно. Их семья за 27 лет своего существования в общей сложности приняла примерно 30 ребят. А жили все в обычной трёхкомнатной квартире вместе с Таниной мамой. «Но при всех трудностях у мамы всегда была своя комната. Это закон», – улыбается Татьяна.

Сами приёмные родители несколько лет спали на балконе, чтобы всем хватало места.

Несколько лет назад Фалины решили продать городскую квартиру, купить землю и построить дом. На мечту многодетной семье не хватало – добавили неравнодушные люди. Так появился их «скворечник». На самом деле скворцы здесь не живут, но есть две вороны, сова по имени Сюр, попугай, ручной голубь, три собаки, кошки, сомы, черепашки, лягушки, амфибии.

И, главное, дети. Пока восемь.

Спальня Татьяны и Артёма – самая маленькая комната в «скворечнике». В углу там стоит кроватка годовалой Сони – дома её ласково зовут Цопа.

Соню Фалины недавно удочерили. 25-летняя биологическая мама категорически отказалась от прекрасной малышки. Чтобы девочка не попала в дом малютки, Артём её удочерил. И Соня действительно папина дочка! Смешно расстраивается, если папа не хочет срочно пойти с ней в другую комнату. Хитро улыбается, когда Артём всё же берёт Цопу на ручки и соглашается отправиться не по своим, а по дочкиным делам.

«Сониной маме мы сразу сказали: «Будет сердце по ребёнку болеть – приходи. Решим, как дальше общаться, – рассказывает Татьяна. – Но родив, она тут же сменила номер телефона и за всё это время ни разу не вышла на связь… Зато у нас такая доченька теперь!»

Спрашиваю Фалиных: зачем они делают всё, чтобы биологические мамы не теряли связь с детьми? Истории там не всегда благополучные, люди разные.

Но Татьяна и Артём уверены: дети должны знать, откуда в них та или иная черта характера. Это помогает развивать их сильные стороны и прорабатывать слабые. Рассуждать надо так: ты не хулиган, а лидер. Да, окружение ребёнка играет огромную роль, но гены порой сильнее.

«Наша счастливая жизнь»

Пока мы на кухне разговариваем, к Татьяне постоянно подходит кудрявая большеглазая Белла. То что-то спросит, то обнимет невзначай. У Беллы тоже есть родная мама. Сейчас мама на заработках в Польше, а некоторое время назад отбывала наказание в одной из нижегородских колоний. Тогда-то Фалины и спасли Беллу от детского дома, забрав к себе.

А когда мама освободилась, её ждала депортация на родину, в Молдову, и Беллу тоже. Таков российский закон. Мама была настроена категорически: девочка едет с ней.

«В Молдове у мамы Беллы не было ни жилья, ни работы. Я пообещала: «Мы сохраним тебе ребёнка. Обустройся на новом месте – и заберёшь девочку, – вспоминает Татьяна. – Но пришлось судиться, убеждать, что с нами Белле будет лучше. Ребёнка оставили с нами. Мама сейчас на нас не в обиде. Они с Беллой постоянно общаются по телефону, видеосвязи. Пока забрать дочку ей и вправду некуда».

«Уметь отпускать – это часть родительской любви. Мы каждому ребёнку дарим опыт, который, уверены, он не забудет. Возвращаем в нормальное детство, которого в силу разных обстоятельств могло бы и не быть».

А вот Ненна, мама темнокожего мальчика Саши, выйдя из нижегородской колонии, уехала с сыном на родину в Нигерию. Саша тоже ждал маминого освобождения под опекой Фалиных и успел стать в «скворечнике» всеобщим любимцем. Таня улыбается: «Здесь он был особенным, а в Нигерии сейчас грустит, что такой же, как все». Саша в Африке очень скучает по приёмной семье. Когда Фалины общаются с ним по видеосвязи, мальчик едва сдерживается, чтобы не заплакать.

«Нам тоже очень тяжело, но уметь отпускать – это часть родительской любви. Мы каждому ребёнку дарим опыт, который, уверены, он не забудет, – рассуждает Артём. – Возвращаем в нормальное детство, которого в силу разных обстоятельств могло бы и не быть. Мы, кстати, практически со всеми нашими ребятами потом прекрасно общаемся, у кого-то уже свои дети, и мы их нянчим».

Тем временем у кухонного стола собрались Татьяна, Артём, их родные дочь Светлана и сын Алексей.  «Вы представляете, если бы вас до сих пор было только четверо?» – спрашиваю я. Света отвечает не раздумывая: «Я не люблю условные наклонения. Это сегодня наша жизнь. И, по-моему, счастливая».

Привет, Катюша!

Конечно, трудностей в счастливой жизни многодетной семьи хватает. Татьяна – журналист, Артём – фотограф. Иногда они делятся родительским опытом в различных грантовых просветительских проектах. Есть выплаты на детей. Понятно, что денег хватает не на всё. Но Фалины не жалуются. «Лучше делать и бояться, чем не делать ничего!» — их девиз. Помощь порой приходит откуда не ждут. Например, вдруг приезжает незнакомый человек и привозит коробки с продуктами.

Мама и папа большой семьи не скрывают: и у них бывает эмоциональное выгорание, когда кажется, что к сердцу ребёнка не прорваться.

Так было с Алёной… Малышкой в прежней семье Алёна часто оставалась дома одна – у биологической мамы были свои интересы. Однажды случился пожар. Огонь изуродовал лицо ребёнка, и ещё врачам пришлось ампутировать крохе кисти рук. Потом был опыт бродяжничества, детский дом, несколько неудачных попыток жить в приёмных семьях. Фалины узнали о сложной девочке случайно, вновь решили действовать и удочерили Алёну.

С новой дочкой порой было очень тяжело. Но справились. Алёна просто однажды поняла, что всех в многодетной семье ей не довести. Как-то умеют здесь все заменять друг друга, когда кто-то выдохся.

«На мой взгляд, ошибка многих приёмных родителей – в попытке «стереть» негативное прошлое ребёнка, – рассуждает Артём. – Они говорят ребёнку: «Забудь! У тебя началась новая прекрасная жизнь!» Но это невозможно! Наоборот, только учитывая предыдущий нелёгкий опыт ребёнка, вы можете понять причины его сегодняшнего поведения и корректировать их. И без любви нельзя! Она, кстати, не сразу к приёмному ребёнку приходит. Наблюдайте, принимайте, проявляйте заботу – и постепенно всё сложится».

Слышно, что в «скворечник» кто-то зашёл. Татьяна вскакивает: «Катюшу привезли!» У этой двухлетней малышки недавно внезапно умер отец. Мама, бывшая воспитанница детского дома, утрату переживает тяжело, ей пришлось лечь в больницу. Ребёнка оставить не с кем. Фалины вновь решили действовать.

Катюша растерянно стоит в коридоре, глаза полны слёз. Навстречу выбегают девочки-«феечки» Белла, Женечка и Ева. Они раскидывают для объятий руки, весело и громко кричат: «Привет, Катюша!» Слёзы на глазах ребёнка высыхают, сменяясь интересом и радостью.

«Всё будет хорошо! А как иначе?» – говорит мама Татьяна. И ей очень хочется верить…