Такова наша МАТРА. Как нижегородская художница матрёшку переосмыслила

На стенде Нижегородской области на Питерском международном экономическом форуме  люди первым делом видят древнюю лодку – беляну и… дизайнерских деревянных кукол, напоминающих матрёшек, но более современных.

   
   

И зовут такую куклу похоже - МАТРА.

Заменит ли МАТРА матрёшку и станет ли новым брендом региона? Об этом nn.aif.ru рассказала автор удивительных кукол – нижегородская художница и дизайнер Евгения Гольцева

Родом из детства

Злата Медушевская, nn.aif.ru: - Семёновская матрёшка – узнаваемый во всём мире нижегородский бренд. Как появилась идея её переосмыслить?

Евгения Гольцева: - У меня с матрёшкой связана, можно сказать, детская травма (смеётся). В восьмом классе я заработала свои первые небольшие деньги. Пошла в магазин и купила набор матрёшек маме на день рождения. Надо сказать, что матрёшка всегда вызывала во мне восторг своей филигранной разнофигурностью, тем, как мастера справляются со сложной росписью кукол.

Мама за подарок от души поблагодарила и… спрятала матрёшек в шкаф. Я её периодически доставала оттуда, ставила на стол, но матрёшку снова убирали. Было обидно и за себя, и за матрёху!

Потом я стала жить отдельно от родителей и как-то, приехав к ним, обнаружила, что в матрёшках, таких дорогих моему сердцу, папа хранит гвозди разного формата. Вот такая история…

   
   

Как художнику мне было интересно создать матрёшку другой формы, сделать её не открывающейся, чтобы в неё гвозди больше никто не складировал (смеётся). И применить в росписи совершенно иные орнаменты. Так и родилась моя МАТРА.

Пока изготовлено 15 кукол, каждая индивидуальна, в отличие от привычных нам матрёшек. Как художник просто не могу повторяться - скучно. Беру форму и одновременно кисть. Всё, что чувствую в этот момент, ложится на МАТРУ. Сейчас готовы другие деревянные формы, постепенно планирую их расписать.

Для меня вообще эти куклы– некоммерческий проект, хотя я рада, что интерес к нему у людей есть. Пропадёт интерес - буду всё равно делать для себя. Это моё удовольствие как творца. Хоть 500 штук распишу, поставлю в мастерской или дома.

- Почему вы не назвали своё новое произведение, например, Дунюшка, а так или иначе привязали его к матрёшке? 

- Классическая матрёшка вдохновила меня как творца, стала корнем проекта, наверное отсюда и такое «коренное» от матрёшки название. 
Я отдаю дань матрёшке, но в итоге, думаю, создала совершенно другую куклу. С иной фактурой, смыслами, исполнением. Разве что она тоже деревянная... 

 

Фото: Фото из архива Евгении Гольцевой

Тайна русской души

- В матрёшке изначально был скрыт сакральный смысл: многодетность, плодородие, бесконечность жизни. Какой смысл заложен в вашем творении?

- Тайна русской души. У меня даже одно время была идея закладывать в пустую полость внутри куклы некие послания, но открыть куклу нельзя и прочитать послания невозможно.  Потом я от идеи отказалась.

Вообще я заметила, что люди выбирают мою куклу, исходя из своих внутренних ощущений. Они как бы видят свою куклу. Как это происходит, я до сих пор не знаю.  

С МАТРОЙ в моей жизни связано много мистических совпадений. Я этот проект никогда сама не продвигала. Делала кукол, выкладывала в соцсети, представила на последней выставке «Арт-мир» в Нижнем Новгороде. На выставке равнодушных к куклам не было: кому-то нравились, кому-то нет.

Совершенно неожиданно в мастерскую как-то пришла делегация из правительства Нижегородской области. И буквально через несколько дней мне сообщили: МАТРЫ едут представлять регион на Питерском международном экономическом форуме.

Фото: Фото из архива Евгении Гольцевой

Пупырышки волос, шарики глаз

- Многие не покупают тех же матрёшек, поскольку не видят для них прикладного применения. А как, на ваш взгляд, МАТРА может вписаться в жизнь современного человека?

- На самом деле, у меня сейчас очень много разных предложений о сотрудничестве. В Москве сейчас готовится к выпуску мерч с моей куклой. Многие бренды готовы видеть её на своих изделиях.

Эти куклы уже даже в художественном фильме снимались! Когда режиссёр Денис Карышев увидел их, он изменил сценарий! У одной из важных героинь картина возник культ деревянной куклы.

Я думаю, МАТРА сама по себе монументальна. Она может просто быть. Её даже не схватишь под мышку и не побежишь на улицу выпендриваться. Это только твоё эстетическое удовольствие.

И тактильное.

У моих изделий разная фактура дерева. При смене цвета она разная: пупырышки волос, чёрточки лица, выпуклые шарики глаз. Многие говорят, что очень успокаивает - ощущать рельеф.

Фото: Фото из архива Евгении Гольцевой

- Вы не боитесь, что поклонники традиционной семёновской матрёшки вашу куклу посчитают ненужным китчем?

- Традиционную семёновскую матрёшку никто не трогает. Её бренд занял в мире огромную нишу. Когда я начинала этот проект, хотелось действительно матрёшку переосмыслить. Но любовь к этому образу у русских людей на генетическом уровне, и её никто оспаривать не собирается.
Однако, на мой взгляд, сегодня увидеть истинную красоту матрёшки можно разве что в музеях, где представлены работы мастеров промысла. Всё остальное – уже фабричный ширпотреб, потому его и не ценят. Купил в сувенирной лавке за 300 рублей матрёшку и закинул на полку подальше... 

- Но многие как раз жалуются, что изделия народных художественных промыслов слишком дороги…

- А они и не должны быть у каждого. Обладать такой красотой должен тот, кто её реально ценит, в чьей душе она отзовётся, тогда и денег никаких не жалко. 
Что касается переосмысления… На мой взгляд, просто взять и расписать, например, автобус под хохлому – это китч. Мало увеличить ту же матрёшку до пяти метров и поставить в качестве арт-объекта в парке. Так мы опошляем наше традиционное, русское. 

Возможно, элементы художественных промыслов могли бы найти себя в общественных пространствах наших городов, но решать, как это должно выглядеть, должны профессионалы. Неслучайно мы до сих пор восхищаемся советскими панно и мозаиками. В них глубокий смысл, у них талантливое исполнение. Каждый проект утверждал совет художников. 

Народным художественным промыслам в современной жизни есть место, но выбирать его надо очень обдуманно.