Своего не жалко? Почему объекты культурного наследия превращаются в руины

После страшного пожара в Нотр-Дам многие россияне, по крайней мере на словах, готовы были жертвовать средства на восстановление памятника мирового значения. Их порыв понятен. Но как быть, например, с нижегородскими объектами культурного наследия (ОКН)? Некоторые из них в плачевном состоянии, но даже собственники в них вкладываться не спешат – не то что жертвователи…

   
   

Спасём что осталось

На глазах у нижегородцев не один год разрушался «шахматный» дом Троицкого на ул. Пискунова, 35 – ОКН регионального значения. Здание стало из деревянного полукаменным в начале ХХ века. На пилонах там установлены бюсты-авгуры в виде шахматных фигур, склонившихся над доской. В 2014 году объект передали в частные руки для восстановления.

Игорный дом троицкого несколько десятков лет назад и сейчас.
Фото: Public Domain; АиФ / Кира Мишина

«Все эти годы собственник, по сути, ничего для здания не делал, – считает градозащитница Анна Давыдова. – Дом продолжал разрушаться под дождём и снегом».

Работы по реставрации начались лишь в апреле 2019 года. Об этом сообщает пресс-служба правительства Нижегородской области. В планах собственника, по данным региональных властей, – снести и построить заново торцевую стену, которая накренилась и отошла от фасада, а также заменить сгнившие деревянные перекрытия на несгораемые. Обещают, что исторический фасад здания с бюстами-авгурами и уникальной дверью из ценных пород дерева полностью восстановят. Но когда нижегородцы и гости города увидят обновлённый «шахматный дом», пока непонятно.

«Как долго будет продолжаться реставрация, сказать сложно, – сообщил и. о. руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров. – В ходе восстановления подрядчик будет уточнять техническое состояние конструкций, это может повлечь изменения в перечень работ. На время реставрации здание закрыто баннером».

Под завесой тайны

Баннером закрыт и вновь выявленный памятник архитектуры «деревянного модерна» – дом Ассоновой - Красильникова на ул. Грузинской, 31. 

«Несколько лет назад городская администрация передала здание Нижегородской митрополии для реставрации и дальнейшего использования, – рассказала «АиФ-НН» градозащитница Марина Чуфарина. – Был сделан проект реставрации, он прошёл госэкспертизу. Но по факту подрядчик, который выполняет работы, видимо, просто сломал дом. В таком случае объекта уже не вернёшь, но митрополия должна полностью воссоздать вновь выявленный памятник и ответить за свои действия по закону».    
   

Как сообщил «АиФ-НН» пресс-секретарь Нижегородской митрополии иерей Алексий Пестрецов, митрополия заключила договор со специализированной компанией на выполнение проекта. У организации-подрядчика, по словам Алексия Пестрецова, большой опыт и все разрешительные документы для деятельности на объектах культурного наследия. По проекту исторический облик здания полностью сохранят.

Но не всегда всё так плохо с состоянием ОКН. На днях вторую жизнь получил объект культурного наследия федерального значения «Дом купца Чатыгина», известный как домик Петра I. В здании конца XVII века, по местному преданию, Пётр останавливался дважды: в 1695 году перед Азовским походом и в 1722-м, когда приезжал в Нижний на могилу Кузьмы Минина. Сейчас у здания усилили фундамент. Удалось сохранить изразцовую печь, чугунную лестницу и лепнину. В планах у собственника, регионального отделения Военно-исторического общества, — воссоздать исторический интерьер  и сделать палаты туристическим объектом.

Ремонт под запретом?

Когда верстался номер, стало известно, что контролирующие ведомства планируют проверить законность реставрационных работ в «Доме Анны Ассоновой – Бориса Красильникова» на ул. Грузинской, 31.

Почему? Объяснил и. о. руководителя управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров:

«По закону собственник должен был разработать проект реставрации здания, который прошёл бы государственную историко-культурную экспертизу. После проект должен был поступить к нам на согласование, и управление должно дать разрешение на проведение работ».

Деревянный декор с фасада должен был быть аккуратно снят, промаркирован и отправлен на хранение. После завершения работ его обязаны вернуть на прежнее место. Ни одно из этих требований федерального законодательства по охране памятников культуры производитель работ не выполнил. Управление направило в адрес собственника предписание о запрете работ. Но ремонт продолжается.

Также региональное управление госохранкультуры совместно с прокуратурой планирует провести проверку в отношении собственника. По результатам будут приняты соответствующие меры правового воздействия.