Примерное время чтения: 7 минут
262

Кто так реставрирует?! Почему в Нижнем всё больше проблем с реконструкцией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты — Нижний Новгород 21/11/2018

На днях нижегородцев возмутила неудачная «реставрация» советской мозаики. На одной из стен дома физкультуры «Торпедо» в Автозаводском районе города много лет красовался мускулистый пловец, который режет волну своей упругой фигурой. Над красивым спортсменом, гордо раскинув широкие крылья, парит чайка.

Во время ремонта фасада мозаика исчезла. На её месте появилось новое изображение. Этот рисунок стал известен на всю Россию благодаря пользователям социальных сетей. Образ значительно отличается от мозаики времён СССР. Пловец заплыл жирком, у него вдруг выросла женская грудь и укоротились ноги. Птичку пользователям соцсетей тоже стало жалко. Чайка, парившая над водой, заметно потолстела, её крылья укоротились, а клюв подрос. «Это не чайка, а птеродактиль какой-то!» - можно было прочесть в многочисленных комментариях к фото новодела.

После критики в социальных сетях изображение пловца на фасаде дома физкультурников быстро закрасили. Собственники здания сообщили общественности, что советская мозаика восстановлению не подлежит, её можно только фактически воссоздать заново. Будут ли это делать, неясно.

Где готика?

По словам тревел-блогера, автора необычных экскурсий по Нижнему Новгороду Елены Митягиной, нижегородцев и гостей города действительно порой ставят в тупик необычные решения в ходе ремонтных работ. Правда, когда речь идёт о явном китче.

«При подготовке Нижнего к матчам чемпионата мира по футболу в центре много старинных домов выкрасили в странные кричащие цвета, - говорит Елена. - Например, сам дом ярко розовый, а наличники жёлтые. С одной стороны, получается такая «пряничная» улица, которая по-своему радует глаз. С другой - не всем домам идут такие перемены. Из моих последних разочарований - дом в готическом стиле на улице Алексеевской, 23. Из тёмно-серого его перекрасили в болотно-зелёный. Здание «потерялось». Раньше этот мрачный особняк с ритуальной конторой на первом этаже привлекал внимание туристов».

Зачем строить заново?

В 2016 году во время пленарного заседания Общероссийского народного фронта в Йошкар-Оле нижегородская градозащитница Анна Давыдова обратилась к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отреставрировать разрушающийся дом купца Смирнова на улице Дальней, 15 в Нижнем Новгороде. Деревянный особняк с диковинной резьбой, похожий на сказочный теремок, построен в 1890-е годы. Градозащитница сообщила главе государства: дом - объект культурного наследия, находится на балансе областного правительства. Однако уже четыре года к тому времени он стоял в запустении, хотя проект реставрации есть.

«Уверен, что Валерий Шанцев (в то время губернатор Нижегородской области. - Ред.) нас услышит и из уважения к нам с вами отреагирует», - ответил тогда Владимир Путин.

Вскоре реставрация теремка на Дальней действительно началась. Теремок был передан на баланс Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ). По словам Анны Давыдовой, при начале реконструкции дом начал падать. Сотрудники НГИАМЗ составили акт об аварийности и согласовали в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области разбор здания до основания.

«Вместо реставрации дома просто сделали новый сруб, - рассказала «АиФ-НН» Анна Давыдова. - По моей оценке, от былого строения осталось только 30%: деревянные двери, часть наличников, остатки резьбы, которую удалось вытащить из-под ног рабочих. Шатёр над главным входом - подлинный, подвал сохранился. На мой взгляд, нарушений в процессе работ было огромное количество. Причина - в России сегодня нет настоящей научной реставрации. Зато есть пресловутый 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Власти не хотели сохранить этот дом - они стремились как можно быстрее освоить бюджетные средства».

В своё время огромный общественный резонанс вызвала реконструкция главной улицы Нижнего Большой Покровской. Процесс оказался технически непростым, а местами болезненным для нижегородцев.

«Работы вели без проекта, лишь по концепции. И это я считаю главной проблемой, - уверен один из разработчиков проекта благоустройства улицы нижегородский архитектор Станислав Горшунов. - Да что говорить - мы вести авторский надзор за объектом нормально не могли! Непонятно, откуда взялись новые фонари с белым неуютным светом. Ни мы, ни департамент благоустройства не согласовывали эти вещи, они просто появились - и всё. И таких неприятных моментов много. Чтобы что-то отстоять, требовалось получить согласования в разных инстанциях, а за это время рабочие уже всё сделали, но неправильно».

Как правило, все эксперты сходятся в одном: сложно в бюрократической реальности сделать что-то нормальное за нереально короткий срок.

В чём причина ошибок?

Владимир Молоканов, глава областного филиала Российской ассоциации реставраторов:

«Первая проблема - это сроки. Именно здесь, как правило, допускают роковые ошибки. Часто реставрационные работы делают за счёт бюджетных средств. Заказчик желает в один год выполнить и проект, и производственные работы, и как можно быстрее отчитаться. А страна у нас с холодным климатом. Финансирование, как правило, выделяют на год, аукционы и конкурсы проводят к апрелю-маю, и для работы остаётся 3-4 месяца. Но по нормам, которые рекомендует Минкульт РФ, только на подготовительные работы следует закладывать 3-6 месяцев. Срок на проектирование 6-12 месяцев, а если при этом надо проходить госэкспертизу - 1-2 года... Из-за спешки неизбежно происходят нарушения реставрационных технологий.

Вторая проблема - стоимость работ. Нормальный проект любой реставрации - это научная работа: объект тщательно обследуют, анализируют, как его возводили, составляют исторические справки. Зачастую вскрываются нюансы, которые невозможно было предусмотреть в процессе проектирования, сплошь и рядом в проектную документацию приходится вносить изменения, корректировать технологию производства...

И все хотят сэкономить. Многие работы на объектах рассчитывают в общесторительных территориальных расценках. Между тем по затратам они совершенно не соответствуют требованиям настоящей реставрации!

Третья проблема для всей отрасли - кадры. С каждым годом мы теряем квалифицированных специалистов в области реставрации - и в проектировании, и в производстве. Специалист-реставратор - штучный товар! И отношение к нему должно быть соответствующим. На мой взгляд, забота о воспитании и обучении специалистов-реставраторов - не задача частных фирм. Для этого нужны государственные программы».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно